Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. 1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими. Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). Совместно с учителем составлять план решения задачи. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. 2 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы. Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже. К 1-й линии развития относятся следующие из них: Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества. Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях. Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения: Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. К концу обучения по данному курсу школьник должен: *приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни; *получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; *получить опыт самостоятельного общественного действия. Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу. 5.1. Требования к уровню подготовки обучающихся по модулю «Основы светской этики» Личностные результаты: 3 формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России, Крыма, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности ; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, Крыма; осознание ценности человеческой жизни. 2. Содержание предмета «Основы светской этики» Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. (1ч) Этика общения (4ч.) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Этикет (4ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. 4 Этика человеческих отношений (4ч.) В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Этика отношений в коллективе (4ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Скажи себе сам. Простые нравственные истины (4ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Душа обязана трудиться (4ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со». Судьба и Родина едины (4ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к себе. Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся с проектами. (1ч) 5 3. Тематический план № п/п 1 Наименование раздела Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. День Знаний. Этика общения. 2 Количество часов 1 4 День пожилых людей. 3. Этикет. Всемирный день защиты животных. 4 4. Этика человеческих отношений. День народного единства. 4 5. Этика отношений в коллективе. День героев Отечества. 4 6. Простые нравственные истины. Рождественский марафон добра. 4 7. Душа обязана трудиться. День воссоединения Крыма с Россией. 4 8. Посеешь поступок – пожнёшь характер. День славянской письменности и культуры. 4 9. Судьба и Родина едины. 4 Слово, обращённое к себе. 1 Победная весна. 10. Итого 34 6 7 8