Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена с учётом Рабочей программы
воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1
от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол
педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека
от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
 Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
 Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
 Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития
школьников.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
 Совместно с учителем составлять план решения задачи.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи
в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других материалов.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
2

















Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования
коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного
чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим,
общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
К концу обучения по данному курсу школьник должен:
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной
способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная
оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в
результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
5.1. Требования к уровню подготовки обучающихся по модулю «Основы светской этики»
Личностные результаты:
3

 формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России, Крыма, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
 формирование ценностей многонационального общества;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях:
 умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных)
в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
 высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов,
процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
 готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
 знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе;
 понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
 формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности ;
 становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
 воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, Крыма;
 осознание ценности человеческой жизни.

2. Содержание предмета «Основы светской этики»
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. (1ч)
Этика общения (4ч.) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет (4ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.

4

Этика человеческих отношений (4ч.) В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе (4ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Скажи себе
сам.
Простые нравственные истины (4ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и
другим.
Душа обязана трудиться (4ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая
этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины (4ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века.
Слово, обращённое к себе. Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся с проектами. (1ч)

5

3. Тематический план
№ п/п
1

Наименование раздела
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.
День Знаний.
Этика общения.

2

Количество часов
1
4

День пожилых людей.
3.

Этикет.
Всемирный день защиты животных.

4

4.

Этика человеческих отношений.
День народного единства.

4

5.

Этика отношений в коллективе.
День героев Отечества.

4

6.

Простые нравственные истины.
Рождественский марафон добра.

4

7.

Душа обязана трудиться.
День воссоединения Крыма с Россией.

4

8.

Посеешь поступок – пожнёшь характер.
День славянской письменности и культуры.

4

9.

Судьба и Родина едины.

4

Слово, обращённое к себе.

1

Победная весна.
10.
Итого

34
6

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».