Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 6-8 классах. Рабочая программа рассчитана на 51 час. В 6, 7, 8 классе по 0,5 ч. в неделю (34 учебные недели). 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты предусматривают умения: формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения; согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами; рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку; высказывать личную точку зрения. Метапредметными результатами являются умения: собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками; представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно; рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл); применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях. Предметными результатами являются представления: об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок; о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения; о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности; о правах и обязанностях гражданина России. 2. Содержание учебного курса. 6 класс «Правила морали» Тема 1. Вводное занятие (1час) 2 Беседа на тему «Что такое мораль?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса, роль человека как личности в обществе. Дискуссия. Тема 2. Стороны поведенческой стороны человека (4 часа) Беседы с элементами игрового тренинга «Вежливость как часть жизни», «Нам жизнь дана на добрые дела», «Правила культурного человека». Тематическая дискуссия «Учимся правильно жить и дружить». Аукцион знаний «Азбука вежливости». Тема 3. Основы морали (4часа) Этическая беседа «Морально-этические нормы». Тематическая дискуссия «Природа морали». Беседа с элементами игрового тренинга «Свобода и моральная ответственность личности». Этические нормы этикета. Тема 4. Этика отношений в коллективе (4 часа) Этическая беседа «Если радость на всех одна». Анализ и обыгрывание ситуаций по темам «Мой класс – мои друзья», «Самолюб – никому не люб». Дискуссии по темам «О дружбе мальчиков и девочек», «Подарок коллективу». Тема 5. Я и другие (4часа) Игра «Как вести себя друг с другом». Этическая беседа «О заботливом отношении к людям». Создание и решение проблемных ситуаций по темам «О ссоре», «Немного о доброте». «Ваш внутренний портрет». 7 класс «Мораль: критерии поведения» Тема 1. Вводное занятие (1час) Беседа на тему «Моральная сторона поступков человека», показывающая необходимость и актуальность изучения курса; роль человека как личности в жизни. Тема 2. Моральные ценности человека и общества (4часа) Круглый стол «Школа этикета». Деловая игра «Суд над пороками людей». Этические беседы и викторины по темам «Мир моих друзей», «Мир моих интересов», «Мир общих дел». Тема 3. Моральный облик человека (4часа) Беседа с элементами игрового тренинга «Права и свободы. Равенство». Деловая игра «Важные профессиональные качества». Семинар «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Наш строгий судья – совесть. Тема 4. Правовая сторона морали (4часа) Этическая беседа «Азбука правоведа». Круглый стол «От правовых знаний к гражданской позиции». Семинары по темам «Добродетель и порок», «Модели нравственного поведения». Тема 5. Социальное самоопределение (4часа) Беседы с элементами обсуждения «Моральное сознание». Методика-игра «Недописанный тезис». Дискуссия «Моральная оценка личности». 3 8 класс «Душевное здоровье» Тема 1. Вводное занятие (1час) Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса. Тема 2. Многоликость человеческой души (4часа) Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Тема 3. Вред и польза привычек человека (4часа) Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения». Тема 4. Нравственная сторона труда и творчества (4часа) Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост». Понятие субординации в формах вежливости и доброжелательности. Тема 5. Эстетика – родник души (4часа) Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души». Уголок Отчизны, отчий дом. 4 3. Тематическое планирование Раздел, тема 6 класс Тема 1. Вводное занятие Тема 2. Стороны поведенческой стороны человека Тема 3. Основы морали Тема 4. Этика отношений в коллективе Тема 5. Я и другие 7 класс Тема 1. Вводное занятие Тема 2. Моральные ценности человека и общества Тема 3. Моральный облик человека Тема 4. Правовая сторона морали Тема 5. Социальное самоопределение 8 класс Тема 1. Вводное занятие Тема 2. Многоликость человеческой души Тема 3. Вред и польза привычек человека Тема 4. Нравственная сторона труда и творчества Тема 5. Эстетика – родник души Итого: Количество часов 17 1 4 4 4 4 17 1 4 4 4 4 17 1 4 4 4 4 51 час 5 6