Рабочая программа Этикет общения 5 класс

Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Документ изменен приказом №1644 от 29.12.2014
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М.
Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010
- Примерной программы основного общего образования по курсу «Культура воспитания и этикет» Е.С.Савинов.- М.: Просвещение,
2010.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление общекультурного развития и воспитания
обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта
эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина
России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально
одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми
для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в
которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия,
формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном
действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

2

 на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько
научные знания, сколько знания о ценностях;
 на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в
форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
 на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально
значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо
учитывать при организации воспитания социализации школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов развития и воспитания
обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного
самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и
обществу и т. д.
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на
помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:

3

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2. Содержание учебного курса
Раздел 1: Культура общения (2ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. Этикетные ситуации. В мире мудрых
мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (4ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О
терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (5ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что
слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о
совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (6ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои
в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и
нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

4

3.Тематическое планирование.
№п/п

Наименование разделов и тем

1

Раздел №1. Культура общения
Традиции общения в русской семье.
«Домострой».

Кол-во
часов
2
1

1
2
3
4

5
6

7
8
9
10
11

Культура общения в современной семье. Этикетные
ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел №2. Самовоспитание
«Познай самого себя». Самовоспитание.
1 Определение цели и составление плана самовоспитания на
неделю. Как я работаю над собой.
1
1 О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь
пересмотри».
Раздел №3.
Общечеловеческие нормы нравственности
1 Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа
нравственности.
1 «Чем ты сильнее, тем будь добрее». «Досадно мне, что слово
честь забыто».
1 Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая
родина.
2
«Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о
совести, о родине, о дружбе.
2 «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца
людей».

1

4
1
1

1

5
1
1
1
1
1

5

12
13
14

Раздел №4.
Искусство и нравственность
2 Нравственное содержание древних мифов. Положительные
герои в былинах и сказках.
2 За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных
героев.
2
Отрицательные герои в литературных произведениях.
3

1
1
1

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

3

Искусство и нравственность.

1

3

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

15
16
17

6

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».