Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки общения» для обучающихся 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Виноградовская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки общения» рассчитана на 17 часов в год (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). 1. Планируемые результаты освоения учебного курса. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. установка на коммуникационное взаимодействие и толерантность в детском коллективе, стремление прислушиваться к мнению других людей; этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа; уважительное отношение к культуре других народов. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности — проговаривать последовательность действий — учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями — учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану — учиться анализировать свой ответ и ответы товарищей — учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей 2 Познавательные УУД: — ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного — делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в различных источниках — добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники , свой жизненный опыт Коммуникативные УУД — слушать и понимать речь других — читать и пересказывать текст — совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им — учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: — описывать различные явления, качества личности — выделять существенные признаки тех или иных понятий — сравнивать между собой различные понятия — обобщать, делать выводы — классифицировать явления, предметы — определять последовательность событий, делать выводы из полученных результатов — судить о противоположных явлениях — давать определения тем или иным понятиям. 2. Содержание учебного курса. № Раздел программы, тема 1 Введение в психологию общения Колво часов 1 час Основное содержание программы Начало путешествия в Страну Общения. Азбука этики. Культура поведения и такт. Характеристика основных видов учебной деятельности (УУД) Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Понимать цель Ставить учебную обучения, задачу на основе планировать соотнесения того, результат своей Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно Владеть способами разрешения конфликта, уметь 3 2 3 4 Психология отношений Сокровища и тайны дружбы Поддержка в общении 6 часов 4 часа 3 часа Какие мы в общении? Я - общительный или замкнутый? Как и почему начинаются ссоры? Сказка о конфликте и контакте Когда мне грустно… Девчонки + мальчишки = ... ? Дружба-это ... ? Дружная страна. Правила доброго общения Как мы все похожи! Какие мы все разные! Скажи мне, кто твой друг Комплимент - это ... Давайте говорить друг другу комплименты! Что другие ценят во мне, и что я ценю в себе? деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения Уметь адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали Ориентироваться в социальных ролях уметь выстраивать межличностные взаимоотношения. Уметь выход что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно Самостоятельно определять ориентиры в новом материале, прогнозировать результат учебной деятельности Уметь планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносить находить изменения в план с из учетом результата предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, стать посредником в разрешении конфликта Способность поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов рефлексии 4 5 Сочувствие и сопереживание 3 часа Как мы переживаем эмоции? Мы умеем выражать свои эмоции! Мы умеем сопереживать! Чему научили нас «Уроки общения» конфликтной предыдущего ситуации, действия договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п. Строить свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 5 3. Тематический план №п/п Название раздела Кол-во часов 1. Введение в психологию общения. 1 2. Психология отношений. 6 3. Сокровища и тайны дружбы. 4 4. Поддержка в общении. 3 5. Сочувствие и сопереживание. 3 Итого 17 6 7