Рабочая программа Обществознание 10-11 класс

Рабочая программа по обществознанию составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса обществознания в 11 классе являются:
— осознание учащимися зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в
её экономической жизни;
— ориентация в социальных ролях участников экономической деятельности;
— формирование активной позиции учащихся в общественной жизни при решении задач в области социально-экономических отношений;
— осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения;
— готовность к рациональному экономическому поведению в условиях как подъёма, так и спада экономической активности в стране;
— способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей (труженика, производителя);
— понимание важности активного и ответственного отношения к экономической деятельности, ориентированность на посильное участие в
ней;
— способность ставить личные цели и строить жизненные планы;
— соотношение поступков с принятыми нормами морали;
— анализ различных ситуаций свободного выбора, выявление его оснований и последствий;
— различение формы чувственного и рационального познания, пояснение их примерами;
— различение абсолютной и относительной истины;
— понимание того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого — его образовательных успехов,
квалификации, направленности личности;
— осознание значимости совместных действий представителей социальных групп по защите своих интересов;
— готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с учётом гендерных особенностей социализации;
— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность вести диалог с другими людьми, учитывая гендерные
особенности, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— сформированность гражданской позиции активного и сознательного члена российского общества;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки:
— умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социально-экономической действительности;
— критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках товаров и услуг, формулирование собственных
заключений и оценочных суждений;

2

— умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической целесообразности и результативности;
— умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и тенденций экономического развития
общества, интерпретации социально-экономических изменений;
— умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;
— умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими тенденций;
— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
социально-экономических проблем;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других её участников,
избегая негативного влияния гендерных стереотипов;
— умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию поведения в соответствии с гендерными
предписаниями, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
— умение классифицировать социальные явления (различные аспекты демографической ситуации) на основе определённых, в том числе
самостоятельно выявленных, оснований для классификации, сопоставления и сравнения;
— критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении современных
демографических процессов; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей.
Предметные результаты изучения обществознания включают:
— умение конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
— различение форм бизнеса;
— оценивание деятельности различных финансовых институтов, определение задач, функций и роли Центрального банка Российской
Федерации в банковской системе РФ;
— способность извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной
экономики;
— анализ практических ситуаций, связанных с реализацией гражданами своих экономических интересов;
— умение различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
— раскрытие взаимосвязи экономики с другими сторонами жизни общества;
— способность выделять причины безработицы и различать её виды;
— умение различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
— выделение критериев социальной стратификации;
— различение видов социальной мобильности;

3

— умение характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи;
— выявление причин социальных конфликтов, моделирование ситуации путей разрешения конфликтов;
— способность выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
— умение раскрывать принципы государства как основного института политической системы общества;
— различение типов политических режимов, оценка роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
— установление взаимосвязи правового государства и гражданского общества, способность раскрывать ценностный смысл правового
государства;
— формулирование суждения о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе.
2. Содержание учебного предмета
№
разд
ела

Название разделов и
тем курса
Введение

1

Человек в обществе

Колич
ество
часов
1
18

10 класс
Содержание учебной темы
Основные изучаемые вопросы
Структура курса. Актуализация тем. Цели, задачи. Навигация. Требования
Что такое общество.
Общество как сложная система.
Динамика общественного развития.
Социальная сущность человека.
Деятельность – способ существования людей.
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость деятельности человека.
Современное общество.
Глобальная угроза международного терроризма.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая
система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа.
Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как
социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех
сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость

4

2

Общество как мир
культуры

17

воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы.
Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен
«второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия.
Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность
общественного развития. Понятие общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX века.
Биологическое и социальное в человеке, социальные качества личности, самосознание и
самореализация.
Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности
человека,
интересы и мотивы деятельности.
Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная
деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Свободное общество, свобода выбор и ответственность.
Глобализация, постиндустриальное общество, доктрина информационной безопасности,
интеллектуальный капитал.
Международный терроризм: понятие и признаки, идеология насилия и международный
терроризм и идеология насилия, противодействие международному терроризму.
Духовная культура общества.
Духовный мир личности.
Мораль
Наука
и образование.
Религия и религиозные организации.
Искусство.
Массовая культура
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная,
массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная
культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его
происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив.

5

3

Правовое
регулирование
общественных
отношений

32

Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и
формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование,
школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как
особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного
образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической
функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты.
Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки.
Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые
религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные
определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм.
Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.
Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения
родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура
и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели
искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений
искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Характерные черты массовой культуры: общедоступность, массовость, занимательность,
серийность, пассивность восприятия, коммерческий характер. Средства информации и
массовая культура.
Современные подходы к пониманию права.
Право в системе
социальных норм.
Источники права.
Правоотношения
и правонарушения.
Предпосылки правомерного поведения.
Гражданин Российской
Федерации.
Гражданское право.
Семейное право.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

6

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Экологическое право.
Процессуальные отрасли права.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав
Человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Человек в ХХI веке
Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности.
Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической
ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских
правах. Уровень и содержание правосознания.
Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные источники права.
Виды нормативных актов. Что такое правоотношение.
Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты
прав человека. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права.
Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность.
Наследование. Защита гражданских прав.
Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление
в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и
родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель.
Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор,
испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное
обеспечение. Профессиональное образование.
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную
окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические
правонарушения.
Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство.

7

Участники гражданского процесса.
Прохождение дела
в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений.
Конституционное судопроизводство.
Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного
судопроизводства.
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав
человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и
правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития
механизмов международной защиты прав и свобод человека.
Правовая база противодействия терроризму. Законы и подзаконные акты РФ по
противодействию терроризму
Противодействие международному терроризму.
Человек и глобальные вызовы современного общества. Ускорение социальноэкономического развития, глобализация, информационная модель мира.
№
раздела

1

Название разделов и тем курса
Человек и экономика 25 часов
Роль экономики в жизни общества.
Экономика: наука и хозяйство.
Экономический рост
и развитие.
Рыночные отношения в экономике.
Фирма в экономике.
Финансовый рынок.
Экономика и государство
Экономика в Республике Крым
Финансы в экономике.
Занятость и безработица.

11 класс
Содержание учебной темы
Основные изучаемые вопросы
Человек и экономика. Экономика и политика. Экономика и
социальная структура общества. Человек и экономика. Экономика и
политика. Экономика и социальная структура общества. Понятие
экономического
роста.
Факторы
экономического
роста.
Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие.
Экономический цикл.
Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и
инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок.
Становление рыночной экономики
в России.
Факторы производства и факторные доходы. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль.

8

Рынок труда в Республике Крым
Мировая экономика.
Экономическая культура.

2

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые
формы предпринимательства.
Как открыть свое дело.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Экономические функции государства. Инструмент регулирования
экономики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция:
виды, причины
и последствия.
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная
политика в области занятости.
Мировая экономика. Международная торговля. Государственная
политика
области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономические
отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная
ответственность
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и
Социальная сфера 16 часов
Социальная структура общества.
социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
мобильность.
Нации и национальные отношения.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие
Этнические области, национальная политика в социальных норм. Девиантное поведение, его причины и
регионе, современной России
профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Семья и брак.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное
Гендер как научное понятие.
сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная
Молодёжь в современном обществе.
политика. Этнические общности. Межнациональные отношения,
Демографическая ситуация в современной
этносоциальные конфликты и пути их решения, конституциональные
России. Демографические проблемы Республики принципы национальной политики в РФ.
Семья как социальный институт. Семья в современном обществе.
Крым
Бытовые отношения. Семья и брак.

9

Гендерные стереотипы и роли.
Гендер и социализация. Гендерная идентичность.
Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в
юношеском возрасте.
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
3

Политическая жизнь общества 22 часа
Политика и власть.
Политическая система.
Гражданское общество и правовое государство.
Демократические выборы.
Политические партии и партийные системы.
Политическая элита и политическое лидерство
Политическое сознание.
Политическое поведение.
Политический процесс и культура политического
участия.
Заключение. Взгляд в будущее.
Представление результатов проектной деятельности.

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и
отношения. Власть, ее происхождение и виды. Понятие власти.
Государство, его функции.
Структура и функции политической системы. Государство в
политической системе.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты
гражданского общества. Правовое государство, его признаки.
Проблемы формирования правового государства и гражданского общества
в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Демократия, избирательное право, избирательная система:
мажоритарная, пропорциональная, элита.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные
системы.
Многопартийность.
Политическая
идеология.
Политические партии и движения СМИ.
Политическое лидерство. Формальное и неформальное лидерство.
Ролевые функции политического лидерства.
Идеология и политическое сознание. Современные политические
идеологи.
Многообразие форм политического поведения, формы политической
активности личности. регулирование политического поведения.
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие,
политическая культура.
Способы практических политических действий.
Общество перед лицом угроз и вызовов ХХI века. Глобальные
проблемы человечества.

10

Итоговое повторение 1 час
Повторение 4 часа

3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, как правило, интерес к учению (к его содержанию и
процессу) повышается, так как включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и
взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, так как хорошо
осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию.
К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему.
Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые
заставляют думать. Роль учителя при этом - консультант по предмету. Также остаются следующие воспитательные аспекты преподавания
предмета:
Воспитание личности с активной гражданской позицией, ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готового к служению Отечеству, его защите;с ответственным отношением к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
10 класс
Класс

Часы в неделю

10

2

Часы за
год
68

Содержание разделов
Введение

Количество часов
1 час

Человек в обществе

18 часов

Общество как мир культуры

17 часов

Правовое регулирование общественных

32 часа

отношений

11

11 класс
Наименование разделов и тем

№
раздела
1

Человек и экономика

Количество часов Практическая
часть
25
2

2

Социальная сфера

16

2

3

Политическая жизнь общества
Итоговое повторение

22

3

1

1

Повторение

4

Итого

68

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».