Рабочая программа Риторика 2 класс

Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические
рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА»
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать,
объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его
основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из
словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических
норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе
диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав
действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов
или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Содержание предмета «Риторика»
2 класс (34 часа)
Общая характеристика курса
В программе каждого класса выделяются два блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать
степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике
изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа,
вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в
соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших
школьников.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных
умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в
семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов
(в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка
необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь
хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурносмысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример
и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о
книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .
№
1
2
3
4
5
6
7

ТЕМА РАЗДЕЛА , ЗАНЯТИЯ
Введение
Наука риторика
Кто – что – кому.

Кол-во часов
3ч.
1
1

Кому – кто. Адресат – адресат.
Как мы говорим? Темп.
Темп.игромкость
То же слово, да не так бы молвить.
Настроение, чувства и тон
говорящего.

1
7ч.
1
1
1
1

11
12
13
14

Мимика, жесты, поза.
Говорящий взгляд.
Подведем итоги.
Учись слушать .
Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят! Слушаю!
Слушали и услышали.
Слушаем и стараемся понять.

15

Слушаем и выделяем непонятное.

1

16

Слушаем, как говорят.

1

17
18

Слушаем на уроке.
Слушаем целый день

1
1

19
20

Вежливая просьба
Скрытая просьба.

1
1

8
9
10

1
1
1
10ч.
1
1
1
1

21
22

Учись читать и писать
О чем нам говорит шрифт?
Рисунки, иллюстрации, таблицы,
схемы.

2ч.
1
1

23

Текст
Тема и основная мысль.

24
25

Пересказ.
Краткий пересказ.

1
1

26
27
28
29
30

План.
Вежливый отказ.
Ответы на отказ
Типы текстов.
Рассуждение.

1
1
1
1
1

31

Точные и неточные объяснения.

1

32
33

Описание. Загадки – описания.
Невыдуманный рассказ.

1
1

34

Части рассказа. Хочу вам
рассказать. Подведём итоги

1

ИТОГО 34

12ч.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».