Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5 класса разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская» 1. Личностные универсальные учебные действия: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. 2. Метапредметные результаты: 2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. 2.2. Познавательные универсальные учебные действия: формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства. 2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 3. Предметные результаты: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративноприкладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела. Содержание программы Раздел 1. Работа с природным материалом(8ч) Тема 1.1. Флористика(8ч) Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий. Практическая работа: изготовление панно «Кораблик»; изготовление панно «Осенний лес»; оформление работ к школьной выставке. Раздел 2. Работа с бумагой(8ч) Тема 2.1. Плетение из газет(8ч) История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для плетения. Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком. Раздел 3. Работа с атласными лентами. (32ч) Тема 3.1. Вышивка атласными лентами (9ч) Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры, пяльцы, ленты. Практическая работа: Изготовление подушки вышитой лентами. Тема 3.2. Техника «канзаши» (9ч) Теоретические сведения. Знакомство с историей возникновения канзаши; Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения. Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши. Способы комбинирования круглого и острого лепестка. Обучение учащихся изготовлению канзаши , как делать 2 типа лепестков – круглые и острые. Делать канзаши можно как из только круглых лепестков, так и толстых, а можно и комбинировать оба типа лепестков в одном изделии. Поэтому не стоит озадачиваться нахождением схем, достаточно будет фантазии. Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление изделий из атласных лент в технике «канзаши» Тематический план. № п/п Наименование разделов и дисциплин 1 Работа с природным материалом 1.1 Флористика 2 Работа с бумагой 2.1 Плетение из газет 3 Работа с атласными лентами. 3.1 Вышивка атласными лентами 3.2 Техника «канзаши» Итого Кол-во часов 5 класс 8 8 8 8 18 9 9 34