Рабочая программа литература 8 класс

1

Рабочая программа по литературе составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ
«Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой
приказом № 190 от 15.08.2022г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
в познавательной сфере:
•

понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие
нравственные ценности и их современное звучание;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
• определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке;
• интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; понимать авторскую позицию и выражать свое
отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
2

•
•

воспринимать на слух и осмысленно читать литературные произведения разных жанров;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести
диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое воспринимать произведений литературы;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно- выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
• осваивать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
• основным теоретико-литературные понятиям;
• работать с книгой;
• определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
• соблюдая нормы литературного произношения, владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
• понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
3



самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать
основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;



пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;



извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);



владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);



перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);



излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;



пользоваться словарями, справочниками;



оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;



оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Обучающийся получит возможность научиться:


осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения.

Регулятивные УУД
Обучающийся научится:


самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способности к целеполаганию, включая постановку новых целей;
4



самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;



самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Обучающийся получит возможность научиться:


в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;



формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;



осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;



осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;



выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Обучающийся получит возможность научиться:
5



адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи, различными видами монолога и диалога;



оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, литературе, культуре;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
 потребность в самовыражении через слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:


осознания и освоения литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;



эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности; уважения и принятия других народов России и мира,
межэтнической толерантности;



эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.

6

Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Русская литература и история.
Раздел 1. «Устное народное творчество» (2ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе»,
«Уж ты, ночка, ноченька тёмная...», «Зацветала у лози лоза...», «И туда – гора, и сюда - гора», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.
Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы
народных преданий.
Раздел 2. «Из древнерусской литературы» (1ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и
его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
Раздел 3. «Из литературы XVIII века» (3ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания
истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие»
фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Раздел 4. «Из литературы XIХ века» (33ч.)

7

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча».
Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное
мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»),
принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша
Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм
и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской
позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как
композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как
средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном
произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к
социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.
Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до
конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как
общественное явление.
8

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество,
косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского
холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в
художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на
бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея
разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм
рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Роль антитезы в композиции
произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор). А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов.
«Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Психологизм
художественной литературы (начальные представления).
Раздел 5. «Из литературы XХ века» (20ч.)
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и
счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и
смысл. Драматическая поэма (начальные представления).
9

Осип Эмильевич Мандельштам. Краткий рассказ о поэте. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о
пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл
иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и
их психологическое содержание.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (обзор). Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных
будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о
пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой
Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний
каждого солдата.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и
поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский
характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего
народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы
читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления
как элемент композиции (начальные представления).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Современные авторы детям. Андрей Валентинович Жвалевский, Евгения Борисовна Пастернак. «Неудачница».
10

Русские поэты о родине, родной природе (обзор). И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.
Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и
есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского
зарубежья о родине.
Раздел 6. «Из зарубежной литературы» (6ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонет «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание
поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
Классицизм.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и
события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,
семейных устоев и отношений.
Джером Дэвид Сэлинджер. Краткий рассказ о писателе. «Над пропастью во ржи» (отрывок из романа).
Повторение изученного в 8 классе (2ч.)

11

Тематический
№

Наименование
разделов

план

Общее
количество
часов

Количество
контрольных
работ

Количество
развития речи

Количество
внеклассного
чтения

1.

Введение «День воинской славы России – День
окончания Второй мировой войны» 02.09

1

–

–

-

2.

Устное народное творчество «День физической
культуры и спорта» 09.09

2

–

–

-

3.

Из древнерусской литературы «День победы
русских полков во главе с великим князем
Дмитрием Донским над монголо-татарскими
войсками в Куликовской битве»(1380) 21.09

1

–

–

-

4.

Из литературы XVIII века

3

–

1

-

5.

Из литературы XIХ века «195 лет (1828)
«Полтава»А.С.Пушкин 26.10

36

3

6

2

6.

Из литературы XХ века «135 лет со дня
рождения
педагога,
писателя
Антона
Семеновича Макаренко(1888-1939) 01.03

5

-

-

-

7.

Писатели улыбаются
«115 лет со дня
рождения русского писателя
Бориса
Николаевича Полевого (1908-1981)
17.03

3

-

-

-

12

8.

Произведения ВОВ 1941-1945 гг «Всемирный
день авиации и космонавтики» 12.04

6

1

-

-

9.

Современные авторы - детям

1

-

-

-

10.

Русские поэты о Родине, родной природе и о
себе

1

1

1

-

11.

Из зарубежной литературы «430 лет (1593)
«Укрощение строптивой» У.Шекспира 03.05

6

1

–

-

12.

Повторение «День славянской письменности и
культуры» 24.05

1

–

–

-

Итого:

68

6

8

2

13

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».