1 Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.:Просвещение, 2012) к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2022г) Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Рабочая программа по технологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Литература» Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 2 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным идуховным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных ипознавательных задач; 6) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации исоставления текстов в устной и письменной формах; 8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий; 10) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с 3 использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Содержание учебного предмета Введение (1 ч) Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Теория литературы: литературные роды. Из устного народного творчества (7 ч) Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». События в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Предание. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Циклы. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). Карело-финский эпос «Калевала». Французский эпос «Песнь о Роланде». Пословицы и поговорки народов мира. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Из древнерусской литературы (2 ч) Из «Повести временных лет» («Из похвалы князю Ярославу и книгам »), из «Поучения Влвдимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, 4 твердость духа, религиозность. Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). Из литературы XVIII века (2 ч) М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «К статуе Петра Великого». Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях». Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Теория литературы: ода; тема и мотив. Г.Р. ДЕРЖАВИН Биография Державина. Стихотворения «Властителям и судиям», «Признание». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики. Из литературы XIX века (28 ч) А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга. («Во глубине сибирских руд...»). Человек и природа («Зимний вечер»). «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Творческая история создания произведений. Пушкин-драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Повести Белкина» («Станционный смотритель»). Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы: «Медный всадник» (отрывок). Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора). М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Молитва» (готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле), «Ангел» (как воспоминание об идеальной гармонии,о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений), «Когда волнуется желтеющая нива …». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении;проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужествои отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. 5 Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация. Н.В. ГОГОЛЬ Н.В. Гоголь в Петербурге. «Тарас Бульба» (в сокращении). Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы: историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). И.С. ТУРГЕНЕВ Рассказ о жизни писателя. Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе «Русский язык»: тематика; художественное богатство стихотворения. «Два богача». Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений). Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. А.А. ФЕТ Краткие сведения о поэте. Стихи: «Шепот. Робкое дыханье… », «»Как беден наш язык!» ...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение- медитация. Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет,сравнение, метафора, бессоюзие). А.К. ТОЛСТОЙ Краткие сведения о писателе. Литература и история. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Теория литературы: историческая баллада (развитие представлений). М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; 6 мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Л.Н. ТОЛСТОЙ Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Злоумышленник». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1ч) В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Из литературы XX века (9 ч) М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (в сокращении). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. «Легендао Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения). Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). А.П. ПЛАТОНОВ Краткие сведения о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Б.Л. ПАСТЕРНАК Краткие сведения о поэте. «Никого не будет в доме…», «Июль». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. 7 Теория литературы: сравнение, метафора (развитие представлений). ЧАС МУЖЕСТВА (8ч) Военная поэзия. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы: публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…» Е.А.ЕВТУШЕНКО «Хотят ли русские войны?..» Ф.А. АБРАМОВ «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы: литературные традиции Е.И.НОСОВ «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Ю.П. КАЗАКОВ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка. Д.С.ЛИХАЧЕВ «Родная земля» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Теория литературы: публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр(начальные представления). ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (1ч) Г.И.ГОРИН «Почему повязка на ноге?» СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1ч) В.Я. БРЮСОВ «Первый снег». Ф.СОЛОГУБ «Забелелся туман за рекой…». С.А. ЕСЕНИН «Топи да болота…». Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ «Я воспитан природой суровой…». Н.М.РУБЦОВ «Тихая моя Родина». Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ 20 ВЕКА (1ч) И.А. ГОФФ «Русское поле». Б.Ш.ОКУДЖАВА «По Смоленской дороге». А.Н.ВЕРТИНСКИЙ «Доченьки». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грустьпереживаний. Теория литературы: песня как синтетический жанр искусства (начальные представления). Из литературы народов России (1 ч) Р.ГАЗМАТОВ «Земля как будто стала шире…». Из цикла «Восьмистишия». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта. Из зарубежной литературы (5 ч) Р.БЕРНС Краткие сведения об авторе. «Честная бедность», «Уж не встаю я на заре». 8 Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре исиле. Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория. Д.Г.БАЙРОН Краткие сведения об авторе. «Ты кончил жизни путь, герой!» Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература. Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованнаяодним-двумя штрихами. Теория литературы: особенности жанра хокку (хайку). О. ГЕНРИ Краткие сведения об авторе. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Теория литературы: рождественский рассказ (развитие представления). Р.Д.БРЭДБЕРИ Краткие сведения об авторе. «Каникулы». Фантастический рассказ Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Теория литературы: фантастика в художественной литературе (развитие представлений). Детективная литература (1ч) А.К.ДОЙЛ Краткие сведения об авторе. «Голубой карбункул». Теория литературы: детектив как жанр остросюжетной литературы. 9 Тематический план № п\п Наименование разделов Кол-во Контрольные часов работы Развитие речи Внеклассное чтение 1 Введение. «Вступила в силу Конвенция по правам ребенка» 02.09 1 - - - 2 Устное народное творчество. « День Бородинского сражения» 08.09. 7 - - 1 3 Из древнерусской литературы. «Международный день учителя» 05.10 2 - - - 4 Из русской литературы XVIII века. «280 лет (1743) ода «Утреннее размышление о божием величестве»и «Вечернее размышление о божественном величии при случае великого северного сияния»М.В.Ломоносов» 09.10 2 - - - 5 Из русской литературы XIX века. «День Царскосельского лицея» 19.10. 28 3 1 - 6 Стихотворения о родной природе. «150 лет со дня рождения писателя Михаила Михайловича Пришвина» (1873-1852) 04.02 1 7 Из русской литературы XX века. 155 лет со дня рождения Максима Горького (1868-1936) 16.03 9 1 1 1 8 Час мужества. «День детской и юношеской книги» 24-30. 03 8 - - - 9 Писатели улыбаются. «Международный день памятников и исторических мест» 18.04 1 - - - 10 10 Стихотворения о родной природе. 155лет со дня рождения Максима Горького (1868-1936) 07.05 1 - - - 11 Песни на стихи русских поэтов 20 века. 1 - - - 12 Из литературы народов России. 1 - - - 13 Зарубежная литература. « 70 лет (1953) «451 градус по Фаренгейту» Р.Бредбери» 18.05 5 - - - 14 Детективная литература. «День славянской письменности и культуры» 24.05 1 - - - 68 4 2 2 Итого 11 12 13 . 14 15