Рабочая программа литература 7 класс

1

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по
литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.:Просвещение, 2012) к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева,
В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2022г)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Рабочая программа по технологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ
«Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом
№ 190 от 15.08.2022г.

Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться
к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
2

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным идуховным ценностям, формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
4) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных ипознавательных задач;
6) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации исоставления текстов в устной и письменной формах;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
10) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
3

использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Личность автора, позиция
писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества (7 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного». «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». События в былине, поэтическая речь былины,
своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности
(сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Предание. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Циклы. Своеобразие центральных
персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Карело-финский эпос «Калевала». Французский эпос «Песнь о Роланде».
Пословицы и поговорки народов мира. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц.
Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия
пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы (2 ч)
Из «Повести временных лет» («Из похвалы князю Ярославу и книгам »), из «Поучения Влвдимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность,
4

твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Из литературы XVIII века (2 ч)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «К статуе Петра Великого». Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка
оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях». Основные положения и значение теории о стилях художественной
литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина. Стихотворения «Властителям и судиям», «Признание». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения;
своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Из литературы XIX века (28 ч)
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга. («Во глубине сибирских руд...»). Человек и природа («Зимний вечер»).
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение;
вера и суеверие. Творческая история создания произведений.
Пушкин-драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде
летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Повести Белкина» («Станционный смотритель»). Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика
к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его
положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы:
«Медный всадник» (отрывок).
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и
фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора).
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Молитва» (готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле),
«Ангел» (как воспоминание об идеальной гармонии,о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных
сил, связанное с красотой природы и её проявлений), «Когда волнуется желтеющая нива …».
«Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении;проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь,
достоинство, верность, любовь, мужествои отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их
создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Поэма
об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с
Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета
поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа.
5

Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные
элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической
правде; градация.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. «Тарас Бульба» (в сокращении). Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого
противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы: историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя. Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Бирюк». Изображение быта
крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные
особенности рассказа.
Стихотворения в прозе «Русский язык»: тематика; художественное богатство стихотворения. «Два богача».
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Несжатая полоса»,
«Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта;
своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба
русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие,
покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
А.А. ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Стихи: «Шепот. Робкое дыханье… », «»Как беден наш язык!» ...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность,
чувства добрые; красота земли; стихотворение- медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет,сравнение, метафора, бессоюзие).
А.К. ТОЛСТОЙ
Краткие сведения о писателе. Литература и история. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение
исторического
колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы: историческая баллада (развитие представлений).
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »,
«Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа
помещика. Позиция писателя. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности
мужика. Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок;
6

мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»,
«Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых.
Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Злоумышленник». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета,
способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1ч)
В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест»,
«Замолкнул гром…», И.А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из литературы XX века (9 ч)
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (в сокращении). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика;
проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность,
гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. «Легендао Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической
художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество,
поэт и поэзия. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Приемы создания образов.
Художественное своеобразие стихотворения. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм,
доброта, сострадание лирического героя.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора;
синтаксические фигуры и интонация конца предложения). Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Тоническое стихосложение (начальные представления).
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие сведения о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и
ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире».
Б.Л. ПАСТЕРНАК
Краткие сведения о поэте. «Никого не будет в доме…», «Июль». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и
метафоры в художественном мире поэта.
7

Теория литературы: сравнение, метафора (развитие представлений).
ЧАС МУЖЕСТВА (8ч)
Военная поэзия. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости
грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.
Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы: публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…»
Е.А.ЕВТУШЕНКО «Хотят ли русские войны?..»
Ф.А. АБРАМОВ «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы: литературные традиции
Е.И.НОСОВ «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы
и человека.
Ю.П. КАЗАКОВ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и
городского мальчиков, понимание окружающей
природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.
Д.С.ЛИХАЧЕВ «Родная земля» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы: публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр(начальные представления).
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (1ч)
Г.И.ГОРИН «Почему повязка на ноге?»
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1ч)
В.Я. БРЮСОВ «Первый снег». Ф.СОЛОГУБ «Забелелся туман за рекой…». С.А. ЕСЕНИН «Топи да болота…». Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ «Я воспитан
природой суровой…». Н.М.РУБЦОВ «Тихая моя Родина». Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через
описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ 20 ВЕКА (1ч)
И.А. ГОФФ «Русское поле». Б.Ш.ОКУДЖАВА «По Смоленской дороге». А.Н.ВЕРТИНСКИЙ
«Доченьки». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грустьпереживаний.
Теория литературы: песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
Из литературы народов России (1 ч)
Р.ГАЗМАТОВ «Земля как будто стала шире…». Из цикла «Восьмистишия». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости
собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности
художественной образности аварского поэта.
Из зарубежной литературы (5 ч)
Р.БЕРНС
Краткие сведения об авторе. «Честная бедность», «Уж не встаю я на заре».
8

Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре исиле.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Д.Г.БАЙРОН
Краткие сведения об авторе. «Ты кончил жизни путь, герой!» Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён
года. Поэтическая картина, нарисованнаяодним-двумя штрихами.
Теория литературы: особенности жанра хокку (хайку).
О. ГЕНРИ
Краткие сведения об авторе. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы: рождественский рассказ (развитие представления).
Р.Д.БРЭДБЕРИ
Краткие сведения об авторе. «Каникулы». Фантастический рассказ Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на
Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы: фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Детективная литература (1ч)
А.К.ДОЙЛ
Краткие сведения об авторе. «Голубой карбункул».
Теория литературы: детектив как жанр остросюжетной литературы.

9

Тематический план
№ п\п

Наименование разделов

Кол-во Контрольные
часов
работы

Развитие речи

Внеклассное
чтение

1

Введение. «Вступила в силу Конвенция по правам ребенка»
02.09

1

-

-

-

2

Устное народное творчество. « День Бородинского
сражения» 08.09.

7

-

-

1

3

Из древнерусской литературы. «Международный день
учителя» 05.10

2

-

-

-

4

Из русской литературы XVIII века. «280 лет (1743) ода
«Утреннее размышление о божием величестве»и «Вечернее
размышление о божественном величии при случае великого
северного сияния»М.В.Ломоносов» 09.10

2

-

-

-

5

Из русской литературы XIX века. «День Царскосельского
лицея» 19.10.

28

3

1

-

6

Стихотворения о родной природе. «150 лет со дня
рождения писателя Михаила Михайловича Пришвина»
(1873-1852) 04.02

1

7

Из русской литературы XX века. 155 лет со дня рождения
Максима Горького (1868-1936) 16.03

9

1

1

1

8

Час мужества. «День детской и юношеской книги» 24-30.
03

8

-

-

-

9

Писатели улыбаются. «Международный день памятников
и исторических мест» 18.04

1

-

-

-

10

10

Стихотворения о родной природе. 155лет со дня рождения
Максима Горького (1868-1936) 07.05

1

-

-

-

11

Песни на стихи русских поэтов 20 века.

1

-

-

-

12

Из литературы народов России.

1

-

-

-

13

Зарубежная литература. « 70 лет (1953) «451 градус по
Фаренгейту» Р.Бредбери» 18.05

5

-

-

-

14

Детективная литература. «День славянской письменности и
культуры» 24.05

1

-

-

-

68

4

2

2

Итого

11

12

13

.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».