Рабочая программа русский язык 10 класс

1

Рабочая программа по литературе составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ
«Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой
приказом № 190 от 15.08.2022г.

Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты освоения предмета «Русский
язык».
Обучающиеся научатся:
1) иметь представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о
взаимосвязи языка и культуры, истории народа; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как
одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
2) владеть всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации;
способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых
текстов, справочной литературы;
 владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов,
конспектов;
говорение и письмо:
 создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
 применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение на письме
 орфографических и пунктуационных норм;
 соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в
совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
 осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных
2

задач; владение разными способами редактирования текстов;
3) проводить разные виды языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого
высказывания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания;
 повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
 владеть всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
 разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его
содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными
источниками научно-технической информации;
 умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах,
диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
уметь строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и
интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию;
 уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск
информации,
 анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов,
проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
 способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки;
 совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 самостоятельному поиску информации;
 преобразовывать информацию: переводить текст в табличную форму и наоборот, составлять на его основе самоинструкции.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
 владеть социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного
3

общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по той или иной проблеме;
 готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной
деятельности в вузе.
Личностные результаты освоения предмета «Русский
язык».У обучающихся будут сформированы:
осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности;
 понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде,
готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации,
самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
 представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать
нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
 увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
У обучающихся могут быть сформированы:
 достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Содержание учебного предмета
Язык как знаковая система и общественное явление ( 8 ч)
Язык как знаковая система.
Язык и его функции
Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения
Язык и культура
Язык и общество ( 3 ч)
Русский язык в Российской Федерации
Формы существования русского национального языка
Словари русского языка

Язык и речь. Культура речи ( 42 ч)
4

Единицы языка. Уровни языковой системы
Культура речи как раздел лингвистики
Фонетика. Орфоэпические нормы
Понятие фонемы , открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в
стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексическая система русского языка. Многозначность слова
Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика(профессионализмы, термины)
Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы
Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии-с их значением в строгом соответствии с их значением и
стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов антонимов, паронимов, омонимов
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор
Морфология. Морфологические нормы.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общее грамматическое значение , грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова
Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм
Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.
Правописание гласных в корне.
Правописание приставок. Буквы И и Ы после приставок
5

Правописание Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий
Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
Правописание частиц не и ни
Правописание не и ни с разными частями речи
Правописание наречий. Правописание глаголов
Мягкий знак на конце слов после шипящих
Правописание причастий
Речь. Речевое общение (2 ч)
Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
Текст. Виды его преобразования ( 12 ч)
Текст, его строение и виды преобразования. Признаки текста. Способы и средства связи между частями текста
Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект.
Реферат. Аннотация
Оценка текста. Рецензия
Функциональные стили речи. Общая характеристика стилей
Повторение (1ч)
Повторение изученного в 10 классе

6

Тематический план
№

Наименование
разделов

1

Язык как знаковая система и общественное явление

Общее количество
часов

Контрольные
работы

Развитие речи

8

1

2

3

1

1

3

5

6

«Международный день распространения грамотности»
08.09

2

Язык и общество

3

«160 лет (1863) Издан первый том «Толкового словаря
живого великорусского языка «В.И.Даля» 06.10

3

Язык и речь. Культура речи

42

« День матери в России» 27.10

4

Речь. Речевое общение

2

«200 лет со дня рождения английского писателя Томаса
Майн Рида(1818-1883)» 04.04

5

Текст. Виды его преобразования

12

« Международный день памятников и исторических
мест» 18.04

6

Повторение

1
Итого

68

7

8

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».