1 Рабочая программа по литературе составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. Планируемые результаты освоения предмета Предметные результаты освоения предмета «Русский язык». Обучающиеся научатся: 1) иметь представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; 2) владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации; способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов; говорение и письмо: создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта; применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм; соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы; осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных 2 задач; владение разными способами редактирования текстов; 3) проводить разные виды языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. Обучающиеся получат возможность научиться: исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств. Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Регулятивные Обучающиеся научатся: владеть всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме. Обучающиеся получат возможность научиться: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. Познавательные Обучающиеся научатся: способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Обучающиеся получат возможность научиться: самостоятельному поиску информации; преобразовывать информацию: переводить текст в табличную форму и наоборот, составлять на его основе самоинструкции. Коммуникативные Обучающиеся научатся: владеть социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного 3 общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по той или иной проблеме; готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе. Личностные результаты освоения предмета «Русский язык».У обучающихся будут сформированы: осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. У обучающихся могут быть сформированы: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Содержание учебного предмета Язык как знаковая система и общественное явление ( 8 ч) Язык как знаковая система. Язык и его функции Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения Язык и культура Язык и общество ( 3 ч) Русский язык в Российской Федерации Формы существования русского национального языка Словари русского языка Язык и речь. Культура речи ( 42 ч) 4 Единицы языка. Уровни языковой системы Культура речи как раздел лингвистики Фонетика. Орфоэпические нормы Понятие фонемы , открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Лексическая система русского языка. Многозначность слова Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика(профессионализмы, термины) Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии-с их значением в строгом соответствии с их значением и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов антонимов, паронимов, омонимов Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор Морфология. Морфологические нормы. Самостоятельные и служебные части речи. Общее грамматическое значение , грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне. Правописание приставок. Буквы И и Ы после приставок 5 Правописание Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Правописание частиц не и ни Правописание не и ни с разными частями речи Правописание наречий. Правописание глаголов Мягкий знак на конце слов после шипящих Правописание причастий Речь. Речевое общение (2 ч) Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Текст. Виды его преобразования ( 12 ч) Текст, его строение и виды преобразования. Признаки текста. Способы и средства связи между частями текста Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация Оценка текста. Рецензия Функциональные стили речи. Общая характеристика стилей Повторение (1ч) Повторение изученного в 10 классе 6 Тематический план № Наименование разделов 1 Язык как знаковая система и общественное явление Общее количество часов Контрольные работы Развитие речи 8 1 2 3 1 1 3 5 6 «Международный день распространения грамотности» 08.09 2 Язык и общество 3 «160 лет (1863) Издан первый том «Толкового словаря живого великорусского языка «В.И.Даля» 06.10 3 Язык и речь. Культура речи 42 « День матери в России» 27.10 4 Речь. Речевое общение 2 «200 лет со дня рождения английского писателя Томаса Майн Рида(1818-1883)» 04.04 5 Текст. Виды его преобразования 12 « Международный день памятников и исторических мест» 18.04 6 Повторение 1 Итого 68 7 8 9 10