Рабочая программа биология 6 класс

1

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,
зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644) .
Рабочая программа «Биология. 5-6 класс» составлена на основании программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Предметная линия
учебников «Линия жизни» 5-9 классы». «ФГОС». М.: Просвещение, 2018 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника
под редакцией Биология. 5-6 классы В.В. Пасечника (издательство «Просвещение», 2020 г., предметная линия УМК «Линия жизни»)
Рабочая программа по биологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ
«Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой
приказом № 190 от 15.08.2022г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:










воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими
в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
2



формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения биологии:








учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной
литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные
точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты обучения биологии:
Ученик научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (организмов растений,животных, грибов, бактерий) и процессов,

характерных для живых организмов;
• аргументировать родство различных таксонов растений, грибов и бактерий, приводить доказательства;
• аргументировать различия растений, грибов и бактерий, приводить доказательства;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов)на основе определения их принадлежности к
определѐнной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различныхорганизмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп напримерах сопоставления биологических
объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к средеобитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
3

признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток итканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологическиеобъекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приѐмы выращивания и размножения культурныхрастений;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии
Ученик получит возможность научиться:
 изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать и описывать биологические
объекты;
 распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее
распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека
растения;
 приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
 сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе этого сравнения;
 определять принадлежность
биологических
объектов
к
определеннойсистематической группе (классификация);
 давать характеристику растениям различных систематических групп;
 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
 формулировать выводы на основе собранного материала;
 применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе;
 основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать еѐ.

4

Содержание учебного предмета - 34 часа
Жизнедеятельность организмов (17 часов)
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание
(фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и
размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение
растений. Приѐмы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зелѐных растений.
Лабораторная работа№ 1. «Вегетативное размножение комнатных растений».
Лабораторные опыты: Лабораторный опыт №1. «Поглощение воды корнем».
Лабораторный опыт №2. «Выделение углекислого газа при дыхании». Лабораторный опыт №3. «Передвижение веществ
по побегу растения». Лабораторный опыт№ 4. «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу».
Строение и многообразие покрытосеменных растений (17 часов)
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Вида: корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней.
Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизменѐнные побеги.
Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и
значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие
плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение
листа.
Размножение покрытосеменных растений.Классификация покрытосеменных растений. Отдел Покрытосеменные
(Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений.
Лабораторные работы:
Лабораторные работы № 2, 3. «Строение семян двудольных растений», «Строение семян однодольных растений».
Лабораторные работы № 4, 5. «Стержневая и мочковатая корневые системы»,
«Корневой чехлик и корневые волоски».
Лабораторная работа № 6. «Строение почек. Расположение почек на стебле».
5

Лабораторная работа № 7. «Внутреннее строение ветки дерева».
Лабораторная работа № 8. «Листья простые и сложные, их жилкование илисторасположение».
Лабораторная работа № 9. «Строение кожицы листа».
Лабораторные работы № 10, 11, 12. «Строение клубня», «Строение корневища»,
«Строение луковицы».
Лабораторная работа № 13. «Строение цветка».
Лабораторная работа № 14. «Соцветия». Лабораторная работа № 15. «Классификация
плодов». Лабораторная работа № 16. «Семейства двудольных».
Лабораторная работа № 17. «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Тематическое планирование 6 класс
Л.Р
№
п/
п
1
2

Разделы, темы
Жизнедеятельность организмов. Значение и охрана
зеленых растений.
Строение и многообразие покрытосеменных
растений. Беседы о пользе труда в саду, огороде,
парке, сквере.
Итого

К.Р

Количест
во часов
17

1

1

16

1

17

2

17
34

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».