1 Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644) . Рабочая программа «Биология. 5-6 класс» составлена на основании программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы». «ФГОС». М.: Просвещение, 2018 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника под редакцией Биология. 5-6 классы В.В. Пасечника (издательство «Просвещение», 2020 г., предметная линия УМК «Линия жизни») Рабочая программа по биологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. Планируемые результаты освоения учебного предмета Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения биологии: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 2 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения биологии: учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Предметные результаты обучения биологии: Ученик научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (организмов растений,животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать родство различных таксонов растений, грибов и бактерий, приводить доказательства; • аргументировать различия растений, грибов и бактерий, приводить доказательства; • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов)на основе определения их принадлежности к определѐнной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различныхорганизмов в жизни человека; • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп напримерах сопоставления биологических объектов; • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к средеобитания; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные 3 признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток итканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологическиеобъекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приѐмы выращивания и размножения культурныхрастений; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии Ученик получит возможность научиться: изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать и описывать биологические объекты; распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе этого сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определеннойсистематической группе (классификация); давать характеристику растениям различных систематических групп; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения; формулировать выводы на основе собранного материала; применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ; осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать еѐ. 4 Содержание учебного предмета - 34 часа Жизнедеятельность организмов (17 часов) Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приѐмы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зелѐных растений. Лабораторная работа№ 1. «Вегетативное размножение комнатных растений». Лабораторные опыты: Лабораторный опыт №1. «Поглощение воды корнем». Лабораторный опыт №2. «Выделение углекислого газа при дыхании». Лабораторный опыт №3. «Передвижение веществ по побегу растения». Лабораторный опыт№ 4. «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу». Строение и многообразие покрытосеменных растений (17 часов) Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Вида: корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизменѐнные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа. Размножение покрытосеменных растений.Классификация покрытосеменных растений. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Лабораторные работы: Лабораторные работы № 2, 3. «Строение семян двудольных растений», «Строение семян однодольных растений». Лабораторные работы № 4, 5. «Стержневая и мочковатая корневые системы», «Корневой чехлик и корневые волоски». Лабораторная работа № 6. «Строение почек. Расположение почек на стебле». 5 Лабораторная работа № 7. «Внутреннее строение ветки дерева». Лабораторная работа № 8. «Листья простые и сложные, их жилкование илисторасположение». Лабораторная работа № 9. «Строение кожицы листа». Лабораторные работы № 10, 11, 12. «Строение клубня», «Строение корневища», «Строение луковицы». Лабораторная работа № 13. «Строение цветка». Лабораторная работа № 14. «Соцветия». Лабораторная работа № 15. «Классификация плодов». Лабораторная работа № 16. «Семейства двудольных». Лабораторная работа № 17. «Строение пшеницы (ржи, ячменя)». Тематическое планирование 6 класс Л.Р № п/ п 1 2 Разделы, темы Жизнедеятельность организмов. Значение и охрана зеленых растений. Строение и многообразие покрытосеменных растений. Беседы о пользе труда в саду, огороде, парке, сквере. Итого К.Р Количест во часов 17 1 1 16 1 17 2 17 34 6 7