Рабочая программа астрономия 11 класс

Рабочая программа по астрономии составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от от 17 мая 2012 г. N 413(в ред. Приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613)
-учебного плана, основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Виноградовская
средняя школа», с учетом авторской программы Чаругина В.М. издательства «Просвещение» 2017г
Рабочая программа по астрономии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская
средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г.
и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол
педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.
Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный государственный
образовательный стандарта среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность
и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной
деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами
и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития
человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной
и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных
проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения
проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать
изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими;
- приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и
критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы
и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе
научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки
эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих
рисков;

- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения
результатов.
Выпускник получит возможность научится:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач,
возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при
решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской работы.
Содержание учебного предмета
1 Введение в астрономию. Астрометрия. Небесная механика. (9ч)
Введение в астрономию. Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими
объектами,
заполняющими
Вселенную:
планетами,
Солнцем,
звёздами,
звёздными
скоплениями,
галактиками, скоплениями галактик; физическими
процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с
характерными
масштабами,
характеризующими
свойства
этих небесных тел. Также приводятся
сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким
образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут
подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия.Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его
на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии
в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию

небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью
является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о
том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач
астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика. Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и
гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические
скорости и межпланетные перелёты.
2 Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу
Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы,
планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие
представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной
системы и о современных представлениях о её происхождении.
3 Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и
методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных
характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о
том, как астрономы
узнали
о
внутреннем
строении
Солнца
и
как
наблюдения
солнечных
нейтрино
подтвердили
наши
представления
о
процессах
внутри
Солнца;
получить
представление:
об
основных
характеристиках
звёзд,
их взаимосвязи, внутреннем строении
звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные
звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить
представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

4 Млечный Путь. Галактики. (6 ч)
Млечный Путь. Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об
объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её
спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и
пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики. Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении
расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении
галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о
физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем
межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
5 Строение и эволюция Вселенной. Современные проблемы астрономии. (5 ч)
Строение и эволюция Вселенной. Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте —
Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах,
связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения
космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели
Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни
Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения
Вселенной.

Современные проблемы астрономии Цель изучения данной темы — показать современные направления
изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений
сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного
отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни;

о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных
цивилизаций и проблемах связи с ними.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5

Тема
Введение. Астрометрия. Небесная механика.
Циолковский – феномен российской науки.
Строение Солнечной системы. Достижения науки
– развитие страны.
Астрофизика и звёздная астрономия. Профессияастрофизик.
Млечный путь. Галактики. 12 апреля – День
космонавтики.
Строение и эволюция Вселенной. Современные
проблемы астрономии. Подвиг космонавтов.
Итого:

Количество часов
9
7
7
6
5
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».