Рабочая программа ИЗО 6-7 класс

1

Рабочая программа по ИЗО составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы
воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета«Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественныхсвойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоенияучебного предмета «Изобразительное искусство»:
6 класс
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения кдругому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности испособности вести диалог с другими людьми и достигать в немвзаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральныхпроблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничествесо сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческойдеятельности.
7 класс
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничествесо сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческойдеятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностисемейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследиянародов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированностиуниверсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной ипрактической творческой деятельности:
6 класс
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности ее решения.
2

7 класс
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками;
• работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессеосвоения учебного предмета:
6 класс
• знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека иобщества;
• знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметьпредставление о многообразии образных языков искусства и
особенностяхвидения мира в разные эпохи;
• понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественногоизображения в искусстве, ее претворение в художественный
образ;
• знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметьпредставление об основных этапах развития портрета, пейзажа и
натюрморта вистории искусства;
• называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрахпортрета, пейзажа и натюрморта в мировом и
отечественном искусстве;
• понимать особенности творчества и значение в отечественной культуревеликих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и
натюрморта;
• знать основные средства художественной выразительности в изобразительномискусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива),
особенностиритмической организации изображения;
• знать разные художественные материалы, художественные техники и ихзначение в создании художественного образа;
• пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическимиматериалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками
лепки, уметьиспользовать коллажные техники;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыкамиплоского и объемного изображений и группы предметов; знать
общие правилапостроения головы человека; уметь пользоваться начальными правиламивоздушной и линейной перспективы;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,характер освещения, цветовые соотношения при
изображении с натуры, попредставлению и по памяти;
• создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры,по памяти и по воображению;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированоанализировать разные уровни своего восприятия, понимать
изобразительныеметафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениямискусства.

3

7 класс
• умение анализировать произведения архитектуры и дизайна;
• знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общиеначала и специфику;
• понимание особенности образного языка конструктивных видов искусства,единство функционального и художественно-образных
начал и их социальнуюроль;
• знание основных этапов развития и истории архитектуры и дизайна, тенденциисовременного конструктивного искусства;
• конструирование объёмно-пространственных композиций, моделированиеархитектурно-дизайнерских объектов (в графике и объёме);
• моделирование в своём творчестве основных этапов художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
• изображение с натуры, по памяти и воображению зарисовок и проектированиеконкретных зданий и предметного мира человека;
• конструирование основных объёмно-пространственных объектов, реализуя приэтом фронтальную, объёмную и глубиннопространственную композицию;
• использование в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
• владение навыками формообразования, использования объёмов в дизайне иархитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создание композиционных макетов объектов на предметной плоскости и впространстве;
• создание с натуры и по воображению архитектурные образы графическимиматериалами и др.;
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школепостроено по принципу углубленного изучения каждого
вида искусства.
6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч.)
«Декоративное искусство в современном мире» (2ч.)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством.Новые черты современного искусства. Тяготение
современного художника кассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности,ансамблевому единству предметов,
полному раскрытию творческойиндивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом,фактурой. Выставочное
и массовое декоративно-прикладное искусство.Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладногоискусства.
Пластический язык материала и его роль в создании художественногообраза. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет,
ритм, фактура) в
построении декоративной композиции в конкретном материале. Плетение,коллаж, керамика, роспись. Витраж как один из видов
украшения интерьеров.Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (6ч.)

4

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Основыпредставлений о языке изобразительного искусства. Семья
пространственныхискусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и еёвыразительные возможности, виды и характер
линейных изображений, ритмлиний. Пятно как средство выражения, ритм пятен. Понятие цвета визобразительном искусстве. Роль цвета
в произведениях живописи. Скульптуракак вид изобразительного искусства. Выразительные возможности объемногоизображения.
Раздел 2. «Мир наших вещей. Натюрморт» (9ч.)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развитияхудожественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения
художника,живущего в определённое время. Особенности выражения содержаниянатюрморта в графике и живописи. Художественновыразительные средстваизображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет,цвет).
Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет» (9ч.)
Образ человека – главная тема в искусстве. Приобщение к культурномунаследию человечества через знакомство с искусством
портрета разных эпох.Портрет как способ наблюдения человека и понимание его. Разновидностипортрета: парадный, камерный, парный,
групповой, автопортрет. Конструкцияголовы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека впространстве. Портрет
в скульптуре. Графический портретный рисунок.Сатирические образы человека. Изображение человека в полный рост.Художественновыразительные средства портрета (композиция, ритм, форма,линия, объём, свет).
Раздел 4. «Человек и пространство. Пейзаж.» (8ч.)
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений ипереживаний художника. Историческое развитие
жанра. Основные вехи вразвитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежныххудожников-пейзажистов. Виды
пейзажей. Особенности образно-выразительногоязыка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и
воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека (34 ч.)
«Человек и пространство. Пейзаж.» (2ч.)
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений ипереживаний художника. Историческое развитие
жанра. Основные вехи вразвитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежныххудожников-пейзажистов. Виды
пейзажей. Особенности образно-выразительногоязыка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и
воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Раздел 1. «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в рядупространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура»
(8ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественногоразвития. Дизайн и архитектура как создатели второй
природы, рукотворнойсреды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функциональногои художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческойдеятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы
композиции в

5

графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основныекомпозиционные приемы: поиск уравновешенности
(симметрия и асимметрия,динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Раздел 2. «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивныхискусств» (7ч.)
плоскостного изображения – к макетированию. Объёмно-пространственные композиции. Основы формообразования.
Композиция объемовв структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Унификация –важное звено в архитектурно –
дизайнерской деятельности. Модуль вконструкции здания. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей.Геометрическая
структура вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязьматериала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и
вдизайнерском проекте.
Раздел 3. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизничеловека» (9ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивныхискусств. От шалаша, менгиров и дольменов до
индустриальногоградостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно –стилевого языка конструктивных искусств
и технических возможностей эпохи.Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образжизни и сознание людей.
Организация городской среды. Взаимосвязь дизайна иархитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или
город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира,созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура
и ландшафтныйдизайн.
Раздел 4. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» (8ч.)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и
возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы посозданию собственного дома,
комнаты, сада. Живая природа в доме. Мода,культура и ты. Грим, прическа, аксессуары в дизайнерском проекте поконструированию
имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируясебя и среду, человек моделирует современный мир.
Тематический план.
№
п/п

1

Разделы, темы

6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч.)
Декоративное искусство в современном мире
Современное декоративное искусство. Витраж.

К-во часов на Кол-во
изучение тем
часов
учебного
на
раздела
изучение
по классам
темы
6
7
2
1

6

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

«Дары природы».
Создание декоративной композиции. Мозаичное панно.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Изобразительное искусство. Семьяпространственныхискусств. Рисунок - основа
изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно, как средство выражения. Ритм
пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
«Улица полна неожиданностей»
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
«Класс мой дом и мне комфортно в нем»
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека - главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Графический портретный рисунок.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.

1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
2
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

27
28
29
30
31
32
33
34

«Здоровое поколение»
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Правила воздушной и линейной перспективы.
Пейзаж- большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник
Пейзаж в русской живописи.
«Будущее моей страны- мое будущее»
Пейзаж в графике. Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Итоговый урок

8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34

1
2

3
4
5
6
7
8

7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека (34 ч.)
Человек и пространство. Пейзаж.
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж
«Дары природы».
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
«Художник –дизайн-архитектура»
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Плоскостная композиции.
Прямые линии и организация пространства
Цвет — элемент композиционного творчества.Свободные формы: линии и пятна
Буква — строка — текст. Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

2
1
1
8
1
1
1
1
1
1

9

В бескрайнем море книг и журналов
«Дарите книги с любовью»

1

10

Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).
«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»
Объект и пространство. От плоского изображения к макету.

1

11

7
1
8

30
31
32
33

Архитектура — композиционная организация пространства.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных обьёмов.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность.
Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.Форма и материал.
Взаимодействие цвета и стиля в архитектуре и дизайне
«Все профессии важны»
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека»
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
«Мы – граждане России!»
Интерьер и вещь в доме.
Природа и архитектура.
Ты – архитектор.
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование»
Мой дом – мой образ жизни. Интерьер который мы создаём.
Пугало в огороде, или…по шепот фонтанных струй.
Дизайн и архитектура моего сада.
«Будущее моей страны- мое будущее»
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Автопортрет на каждый день. Искусство грима и причёски.
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
Имидж: лик или личина?Сфера имидж-дизайна.

34

Моделируя себя, моделируешь мир.Итоговый урок.

12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23-24
25-26

27
28
29

1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
2
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:

34

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».