1 Рабочая программа по ИЗО составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. Планируемые результаты освоения учебного предмета«Изобразительное искусство» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественныхсвойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоенияучебного предмета «Изобразительное искусство»: 6 класс • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения кдругому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности испособности вести диалог с другими людьми и достигать в немвзаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральныхпроблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничествесо сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческойдеятельности. 7 класс • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничествесо сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческойдеятельности; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностисемейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследиянародов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированностиуниверсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной ипрактической творческой деятельности: 6 класс • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности ее решения. 2 7 класс • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессеосвоения учебного предмета: 6 класс • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека иобщества; • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметьпредставление о многообразии образных языков искусства и особенностяхвидения мира в разные эпохи; • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественногоизображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметьпредставление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта вистории искусства; • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрахпортрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуревеликих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; • знать основные средства художественной выразительности в изобразительномискусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностиритмической организации изображения; • знать разные художественные материалы, художественные техники и ихзначение в создании художественного образа; • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическимиматериалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметьиспользовать коллажные техники; • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыкамиплоского и объемного изображений и группы предметов; знать общие правилапостроения головы человека; уметь пользоваться начальными правиламивоздушной и линейной перспективы; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,характер освещения, цветовые соотношения при изображении с натуры, попредставлению и по памяти; • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры,по памяти и по воображению; • активно воспринимать произведения искусства и аргументированоанализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительныеметафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениямискусства. 3 7 класс • умение анализировать произведения архитектуры и дизайна; • знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общиеначала и специфику; • понимание особенности образного языка конструктивных видов искусства,единство функционального и художественно-образных начал и их социальнуюроль; • знание основных этапов развития и истории архитектуры и дизайна, тенденциисовременного конструктивного искусства; • конструирование объёмно-пространственных композиций, моделированиеархитектурно-дизайнерских объектов (в графике и объёме); • моделирование в своём творчестве основных этапов художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; • изображение с натуры, по памяти и воображению зарисовок и проектированиеконкретных зданий и предметного мира человека; • конструирование основных объёмно-пространственных объектов, реализуя приэтом фронтальную, объёмную и глубиннопространственную композицию; • использование в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; • владение навыками формообразования, использования объёмов в дизайне иархитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); • создание композиционных макетов объектов на предметной плоскости и впространстве; • создание с натуры и по воображению архитектурные образы графическимиматериалами и др.; Содержание учебного предмета Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школепостроено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. 6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч.) «Декоративное искусство в современном мире» (2ч.) Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством.Новые черты современного искусства. Тяготение современного художника кассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности,ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческойиндивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом,фактурой. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладногоискусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественногообраза. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Плетение,коллаж, керамика, роспись. Витраж как один из видов украшения интерьеров.Реализация выбранного замысла в определенном материале. Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (6ч.) 4 Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Основыпредставлений о языке изобразительного искусства. Семья пространственныхискусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и еёвыразительные возможности, виды и характер линейных изображений, ритмлиний. Пятно как средство выражения, ритм пятен. Понятие цвета визобразительном искусстве. Роль цвета в произведениях живописи. Скульптуракак вид изобразительного искусства. Выразительные возможности объемногоизображения. Раздел 2. «Мир наших вещей. Натюрморт» (9ч.) История развития жанра «натюрморт» в контексте развитияхудожественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника,живущего в определённое время. Особенности выражения содержаниянатюрморта в графике и живописи. Художественновыразительные средстваизображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет,цвет). Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет» (9ч.) Образ человека – главная тема в искусстве. Приобщение к культурномунаследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.Портрет как способ наблюдения человека и понимание его. Разновидностипортрета: парадный, камерный, парный, групповой, автопортрет. Конструкцияголовы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека впространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.Сатирические образы человека. Изображение человека в полный рост.Художественновыразительные средства портрета (композиция, ритм, форма,линия, объём, свет). Раздел 4. «Человек и пространство. Пейзаж.» (8ч.) Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений ипереживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи вразвитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежныххудожников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительногоязыка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. 7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека (34 ч.) «Человек и пространство. Пейзаж.» (2ч.) Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений ипереживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи вразвитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежныххудожников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительногоязыка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Раздел 1. «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в рядупространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура» (8ч.) Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественногоразвития. Дизайн и архитектура как создатели второй природы, рукотворнойсреды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функциональногои художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческойдеятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в 5 графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основныекомпозиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия,динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Раздел 2. «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивныхискусств» (7ч.) плоскостного изображения – к макетированию. Объёмно-пространственные композиции. Основы формообразования. Композиция объемовв структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Унификация –важное звено в архитектурно – дизайнерской деятельности. Модуль вконструкции здания. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей.Геометрическая структура вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязьматериала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и вдизайнерском проекте. Раздел 3. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизничеловека» (9ч.) Исторические аспекты развития художественного языка конструктивныхискусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриальногоградостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно –стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образжизни и сознание людей. Организация городской среды. Взаимосвязь дизайна иархитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира,созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтныйдизайн. Раздел 4. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» (8ч.) Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы посозданию собственного дома, комнаты, сада. Живая природа в доме. Мода,культура и ты. Грим, прическа, аксессуары в дизайнерском проекте поконструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируясебя и среду, человек моделирует современный мир. Тематический план. № п/п 1 Разделы, темы 6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч.) Декоративное искусство в современном мире Современное декоративное искусство. Витраж. К-во часов на Кол-во изучение тем часов учебного на раздела изучение по классам темы 6 7 2 1 6 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13-14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 «Дары природы». Создание декоративной композиции. Мозаичное панно. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка Изобразительное искусство. Семьяпространственныхискусств. Рисунок - основа изобразительного творчества Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно, как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. «Улица полна неожиданностей» Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. «Класс мой дом и мне комфортно в нем» Изображение объема на плоскости и линейная перспектива Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека - главная тема искусства Конструкция головы человека и ее пропорции. Графический портретный рисунок. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. 1 6 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 2 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 27 28 29 30 31 32 33 34 «Здоровое поколение» Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Правила воздушной и линейной перспективы. Пейзаж- большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник Пейзаж в русской живописи. «Будущее моей страны- мое будущее» Пейзаж в графике. Городской пейзаж Выразительные возможности изобразительного искусства. Итоговый урок 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 1 2 3 4 5 6 7 8 7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека (34 ч.) Человек и пространство. Пейзаж. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж «Дары природы». Выразительные возможности изобразительного искусства. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. «Художник –дизайн-архитектура» Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Основы композиции в конструктивных искусствах. Плоскостная композиции. Прямые линии и организация пространства Цвет — элемент композиционного творчества.Свободные формы: линии и пятна Буква — строка — текст. Искусство шрифта Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 2 1 1 8 1 1 1 1 1 1 9 В бескрайнем море книг и журналов «Дарите книги с любовью» 1 10 Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы). «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» Объект и пространство. От плоского изображения к макету. 1 11 7 1 8 30 31 32 33 Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных обьёмов. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.Форма и материал. Взаимодействие цвета и стиля в архитектуре и дизайне «Все профессии важны» «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. «Мы – граждане России!» Интерьер и вещь в доме. Природа и архитектура. Ты – архитектор. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» Мой дом – мой образ жизни. Интерьер который мы создаём. Пугало в огороде, или…по шепот фонтанных струй. Дизайн и архитектура моего сада. «Будущее моей страны- мое будущее» Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Автопортрет на каждый день. Искусство грима и причёски. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Имидж: лик или личина?Сфера имидж-дизайна. 34 Моделируя себя, моделируешь мир.Итоговый урок. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23-24 25-26 27 28 29 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 2 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 9 10