Рабочая программа русский язык 6 класс

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО (базовый уровень) и
Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М.
Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М.
Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2012.
Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 136 часов. Учебник
соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по
русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому
языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи
ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует
направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на
предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный
подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом Рабочей программы
воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета №
6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы
воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями
(протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от
15.08.2022г.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 6 классе
являются:
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к России, её языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 6
классе является:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- уметъ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» в 6 классе
являются:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей
речи;

- по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
пользоваться разными видами словарей;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и
словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную
цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи
средств;
-по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей
речи;
- по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным,
прилагательным, местоимением в качестве главного и зависимого слова; составлять
простые, осложненные и сложные предложения
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;
правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м
классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и
тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с
пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и
исправлять пунктуационные ошибки;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи
изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно
использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические
формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и
сложный план текста, определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в
художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно
пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа,
интерьера.
2. Содержание учебного предмета
Введение (2ч) .
Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о
лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться.
Морфемика, словообразование, культура речи (13ч)
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая
единица языка.
Словообразующие и
формообразующие морфемы. Окончание как
формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие
морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях
слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в
процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных
задач.
Лексикология, орфография, культура речи (21ч)

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое
значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и
их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения
экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией
общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Грамматика. Морфология, орфография, культура речи. (63ч)
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в
русском языке.
Самостоятельные
части
речи.
Общее
грамматическое
значение,
морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки предлогов и союзов.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим
признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов
разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей
речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис, пунктуация, культура речи (6ч)
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы
синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены,
способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения.
Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ
разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в
речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности,
уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Повторение и систематизация изученного (4ч)
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
3. Тематический план
Количество
часов

Из них
развитие
речи

Контрольные
работы

2

2

1

1

Введение. «Международный
день распространения
грамотности» 08.09.

13

1

1

2

Морфемика, словообразование,
культура речи. «75 лет со дня
рождения(1947) Стивена
Кинга, американского
писателя» 21.09.

21

4

2

3

Лексикология, орфография,
культура речи.
«Международный день
школьных библиотек» 23.10.

4

Грамматика. Морфология,
орфография, культура речи.

63

6

7

5

Имя существительное. «День
Наума Грамотника» 14.12.

10

-

1

15

2

1

6

Имя прилагательное. « 190 лет
со дня рождения
П.М.Третьякова»27.12.

7

Имя числительное. «День
российской науки» 08.02.

11

1

2

8

Местоимение. «Всемирный
день театра» 27.03.

13

2

1

9

Глагол. «Всемирный день
здоровья»07.04.

14

1

2

6

10

Синтаксис, пунктуация,
культура речи.
«Международный день семьи»
15.05.

-

2

11

Повторение и систематизация
изученного «День славянской

4

-

1

№

Раздел программы

письменности и культуры»
24.05.
Итого

136

109

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».