Рабочая программа для 2 класса составлена на основе ФГОС ООО второго поколения и авторской программы : «Литературное чтение на родном (русском) языке программа:1-4 классы/ авт.-сост..: Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В. «, М.; «Просвещение», 2020; На изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1 – 4 классе отводится 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом Республики Крым. Общее количество часов – 1 кл. 33 часа, 2 – 4 кл. 34 часа. Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском языке составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» II. Систематический курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлен в программе следующими содержательными линиями: - развитие речи, - произведения устного творчества народов России; - произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России; - все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов: осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов: 1) познавательные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; 2) коммуникативные универсальные учебные действия: развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 3) регулятивные универсальные учебные действия: развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов: 1) Выпускник научится: понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения; самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. Достижение предметных результатов по годам обучения: К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. Обучающийся получит возможность научиться: создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;обогащать собственный круг чтения. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы: Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скоростьчтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача спомощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видовчтения.Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтениетекстовхудожественныхпроизведений,отражающихнравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы(солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроениемчеловека.Чтениеинформационныхтекстов:историкокультурныйкомментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.Использованиесоответствующихвозрастусловарейиэнциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Круг чтения Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. III. Тематическое планирование 2 класс Блок Тема Раздел 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Я взрослею Я и моя семья Я фантазирую и мечтаю Количество часов 20 Не торопись отвечать, торопись 4 слушать Как аукнется, так и откликнется - Кто идёт вперёд, того страх не берёт Неделя русского языка и 4 литературы; Воля и труд дивные всходы дают Семья крепка ладом Мечты, зовущие ввысь 4 4 Проверочная работа по итогам изучения раздела Резерв на вариативную часть программы Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена Люди земли русской сынами сильна Хорош праздник после трудов Народные праздники, праведных Всероссийская неделя связанные с временами года детской книги. Библиографические уроки К зелёным далям с детства взор О родной природе приучен Промежуточная аттестация Резерв на вариативную часть программы Итого 1 3 14 3 4 4 1 2 34