Рабочая программа для 2 класса составлена на основе ФГОС ООО второго поколения и авторской программы : Музыка : программа: 14 классы / авт.-сост. авт.-сост. классов Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. Рабочая программа по предмету «Музыка» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа по технологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; - развитие этических чувств; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка музыкально-творческих способностей. Регулятивные УУД: - умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме; - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей. Познавательные УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса; - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; - осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений. Обучающийся научится: определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса; понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета; узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. Обучающийся получит возможность научиться: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Требования к уровню подготовки учащихся По итогам 2 класса обучающиеся получат возможность познакомится: - музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец, песня, колядка); - музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган и клавесин); - композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Глинка). - определять характер и настроение музыки; - передавать в пении характер песни; - слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении. Участвовать в музыкальных играх и импровизациях. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 класс, 34 ч) Россия — Родина моя (2ч) Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой. День, полный событий (7ч) Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано. Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. «О России петь — что стремиться в храм» (6ч) Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал. Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч) Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы. В музыкальном театре (4ч) Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового. В концертном зале (5ч) Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч) Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы. Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Наименование раздела, темы Количество часов по авторской программе Количество часов по РП и КТП 1 2 «Россия – Родина моя» День знаний. Урок Победы «День, полный событий» «Старость нужно уважать», 3ч 6ч 1ч 7ч 3 «О России петь – что стремиться в храм» День народного единства. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Новый год к нам мчится…» «В музыкальном театре» День защитников Отечества. «В концертном зале» « 8 марта» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» «День Победы» Итого 5ч 6ч 4ч 4ч 5ч 4ч 5ч 6ч 6ч 6ч 34 часа 34 часа 4 5 6 7