Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа для 2 класса составлена на основе ФГОС ООО второго поколения и авторской программы : «Литературное чтение» 2
класс Л.В.Климановой, М.В.Бойкиной. Сборник рабочих программ «Литературное чтение» 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / сост. Л.В.Климанова, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа по литературному чтению составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 2 классе являются следующие умения:
 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
 оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных результатов:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо
относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –
диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий
(УУД)
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1. Ценить и
1. Самостоятельно организовывать
1. Ориентироваться в учебнике:
1.Участвовать в диалоге;
2
свое рабочее место.
определять умения, которые будут
слушать и понимать других,
класс принимать
следующие базовые
2. Следовать режиму организации
сформированы на основе изучения
высказывать свою точку
ценности: «добро»,
учебной и внеучебной
данного раздела; определять круг
зрения на события, поступки.
«терпение»,
деятельности.
своего незнания.
2.Оформлять свои мысли в
«родина», «природа», 3. Определять цель учебной
2. Отвечать на простые и сложные
устной и письменной речи с
«семья», «мир»,
деятельности с помощью учителя и вопросы учителя, самим задавать
учетом своих учебных и
«настоящий друг».
самостоятельно.
вопросы, находить нужную
жизненных речевых ситуаций.
2. Уважение к своему 4. Определять план выполнения
информацию в учебнике.
3.Читать вслух и про себя
народу, к своей
заданий на уроках, внеурочной
3. Подробно пересказывать
тексты учебников, других
родине.
деятельности, жизненных
прочитанное или прослушанное;
художественных и научно3. Освоение
ситуациях под руководством
составлять простой план.
популярных книг, понимать
личностного смысла
учителя.
4. Определять, в каких источниках
прочитанное.
учения, желания
5. Соотносить выполненное
можно найти необходимую
4. Выполняя различные роли
учиться.
задание с образцом, предложенным информацию для выполнения
в группе, сотрудничать в
4. Оценка жизненных учителем.
задания.
совместном решении
ситуаций и
6. Корректировать выполнение
5. Находить необходимую
проблемы (задачи).
поступков героев
задания в дальнейшем.
информацию, как в учебнике, так и в
художественных
7. Оценка своего задания по
словарях.
текстов с точки
следующим параметрам: легко
6. Наблюдать и делать
зрения
выполнять, возникли сложности
самостоятельные простые выводы
общечеловеческих
при выполнении.
норм.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование
функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых
группах.
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого
высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений во 2 классе:
 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
 понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
 делить текст на части, озаглавливать части;
 выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
 подробно и выборочно пересказывать текст;
 составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
 размышлять о характере и поступках героя;
 относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную
(авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
 относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

2. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие
разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими
текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Круг детского чтения.
Литературоведческая пропедевтика.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):
 нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;
 первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;
 общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);
 сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма);
 фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);
 жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;
 рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными
средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):
 интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного
текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта);
 развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной
или письменной речи;
 сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему
эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
2 класс
Класс
25-30 сл/м
1 четверть

31 -40 сл/м
2 четверть
41-45 сл/м
3 четверть
46-50 сл/м
4 четверть
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для
передачи точного смысла высказывания.
В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
 ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
 изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией
содержания текста;
 поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
 выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания
письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.
Содержание

Характеристика деятельности учащихся
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Система условных обозначений. Содержание учебника. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в
Словарь.
учебнике.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Самое великое чудо на свете (2ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на
содержания раздела.
уроке.
Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Представлять выставку книг, прочитанных летом.
Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество Представлять любимую книгу и любимых героев.
читателя, талант читателя.
Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.
Проект: «О чём может рассказать школьная
Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.
библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг.
Составлять список прочитанных книг.
Подготовка сообщения на темы: «Старинные книги
Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге)
Древней Руси», «О чём может рассказать старинная
Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная
книга».
библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л.
информации. Готовить выступление на заданную тему.
Толстого. Классификация высказываний.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение
Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из

напутствия.
Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и
учеников 1 класса.
Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.
Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и
отличия.
Устное народное творчество (10 ч)
Знакомство с название раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в
содержания раздела. Планирование работы учащихся и соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
учителя по освоению содержания раздела.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры Читать, выражая настроение произведения.
устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель Объяснять смысл пословиц.
пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.
народных песнях. Рифма. Выразительное чтение Находить созвучные окончания слов в песне.
русских песен.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт
Потешки и прибаутки – малые жанры устного создания народного творчества.
народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Слово как средство создания образа.
Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного
Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества.
народного творчества. Ритм – основа считалки. Анализировать загадки.
Сравнение считалки и небылицы.
Соотносить загадки и отгадки.
Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Распределение загадок по тематическим группам.
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.
зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий,
приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. составлять план.
«Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).
«Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.
сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
героев сказки на основе представленных качеств Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
характера. Рассказывание сказки по рисункам. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ:
рассказывание сказки от лица её героев.
Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Осень (7ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью
содержания раздела.
интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему;

Картины осенней природы.
Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение
загадки и отгадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта,
А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.
Настроение. Интонация стихотворения. Осенние
картины
природы.
Средство
художественной
выразительности. Сравнение. Приём звукописи как
средство выразительности. Сравнение художественного
и научно-популярного текстов. Сравнение лирического
поэтического и прозаического текстов. Выразительное
чтение стихотворений.
Оценка достижений.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление
к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.
Лирические
стихотворения.
Картины
природы.
Настроение стихотворения. Средства художественной
выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и
народной
сказок.
Картины
моря
в
сказке.
Характеристика героев произведения.
И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А.
Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни,
модель басни. Герой басенного текста. Характеристика
героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.
Л. Ню Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный
смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом
басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений.
Характеристика героев произведений. Подробный
пересказ.

выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
Различать стихотворный и прозаический текст.
Сравнивать их.
Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения.
Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки,
описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать
музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.
Представлять картины осенней природы.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные
придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.
Оценивать свой ответ.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои
достижения.
Русские писатели (12ч)
Находить содержание раздела.
Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть
волшебные события и предметы в сказках.
Сравнивать авторские и народные произведения.
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Знать особенности басенного текста.
Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
Характеризовать героев басни с опорой на текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты).
Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные
небольшие тексты-описания; тексты-повествования.
Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.
Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев)
по сказке.
Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как
живые.
Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.
Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Оценка достижений.

Представлять картины природы.
Воспринимать на слух художественные произведения.
Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков,
авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Выбирать книги по авторам и по темам.
Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу
чтения.
Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию,
представлять эту информацию в группе.
О братьях наших меньших (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением,
содержания раздела.
выбирать виды деятельности на уроке.
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Воспринимать на слух прочитанное.
Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в Сравнивать художественный и научно-популярный тексты.
стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Определять последовательность событий.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Составлять план.
Жидкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный Пересказывать подробно по плану произведение.
смысл поступков. Характеристика героев. Подробный Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.
пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Определять героев произведения; характеризовать их.
Оценка планируемых достижений.
Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку
поступкам.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике.
Выбирать книги по темам и авторам.
Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу
чтения.
Из детских журналов (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
содержания раздела.
Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными
Придумывание своих вопросов по содержанию,
вопросами из детских журналов.
сравнение их с необычными вопросами из детских
Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

журналов.
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.
Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.
Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с
содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного
текста. Выразит. чтение на основе ритма.
Проект : «Мой любимый детский журнал».
Оценка своих достижений.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Отличать журнал от книги.
Ориентироваться в журнале.
Находить интересные и нужные статьи в журнале.
Находить нужную информацию по заданной теме.
Участвовать в работе пары и группы.
Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли;
Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.
Придумывать необычные вопросы для дет. журнала и ответы к ним.
Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.
Писать (Составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Оценивать свои достижения.
Люблю природу русскую. Зима (7ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять
содержание раздела.
их содержание по названию сборника.
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Соотносить загадки и отгадки.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.
Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.
Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной
Настроение стихотворения. Слова, которые помогают
мыслью произведения.
представить зимние картины. Авторское отношение к
Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.
зиме.
Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль
Подбирать музыкальное сопровождение текстом; придумывать свою музыку.
произведения. Соотнесение пословицы с главной
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
мыслью произведения. герой произведения.
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Читать стихи наизусть.
Характеристика героев.
Понимать особенности были и сказочного текста.
Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного
Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков,
жанра. Чтение по ролям.
использовать слова антонимы для их характеристики.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Оценка достижений.
Писатели детям (14ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение
содержание раздела.
стихотворения.
К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость».
Воспринимать на слух художественный текст.
«Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма.
Определять смысл произведения.
Приём звукописи как средства создания образа.
Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.
Авторское отношение к изображаемому. Чтение по
Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и

ролям.
С. Я. Маршак. Герои произведения С. Маршака. «Кот и
лодыри». Соотнесение смысла пословицы с
содержанием стихотворения.
С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое
стихотворение. Заголовок. Содержание произведения.
Деление текста на части. Герой стиха. Хар-ка героя
произв. с опорой на его поступки.
А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стиха. Настроение стиха.
Звукопись как средство создания образа. Выразительное
чтение стихотворения.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.
Герои юмористического рассказа. авторское отношение
к ним. Составление плана текста. подробный пересказ
на основе самостоятельно составленного плана.
Подробный пересказ на основе картинного плана.
Оценка достижений.

толкового словаря.
Определять особенности юмористического произведения; хар-ть героя используя
слова-антонимы.
Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя
произведения.
Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно
читать юмористические эпизоды из произведений.
Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое
мнение.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Я и мои друзья (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на
содержание раздела.
чтение про себя; увеличивать темп чтения в слух, исправляя ошибки при повторном
Стихи о дружбе и друзьях Ф. Берестова, Э. Машковская, чтении текста.
В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла
Воспринимать на слух художественное произведение.
стихотворения. Нравственные и этические
Определять последовательность событий в произведении.
представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева,
Придумывать продолжение рассказа.
В. Осеевой. Смысл название рассказа. Соотнесение
Соотносить основную мысль рассказа стихотворения с пословицей.
названия рассказ с пословицей. Составление плана
Объяснять нравственный смысл рассказов.
рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.
Объяснять и понимать поступки героев.
Оценка достижений.
Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по
ролям.
Составлять план рассказа пересказывать по плану .
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вар-т исправления допущенных ошибок.
Составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Знакомство с названием раздела.
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение и загадки с
Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы
Сочинение весенних загадок.
голоса.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Наблюдать за жизнью слова.
Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э.
Отгадывать загадки.

Мошковской. Настроение стихотворения. Прием
контраста в создании картин зимы и весны. Слово как
средство создания весенней картины природы.
Звукопись.

Соотносить отгадки с загадками.
Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.
Представлять картины весенней природы.
Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев
Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Сравнивать стихотворение о весне разных поэтов
Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант допущенных ошибок.
Контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения
И в шутку и всерьез (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.
содержание раздела.
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом
Веселые стихи Б. Заходера, У. Успенского, В.
на чтение про себя.
Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок Понимать особенности юмористического произведения.
– «входная дверь» в текст. Авторское отношение к
Анализировать заголовок произведения.
читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение
Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с
героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение
противоположным значением.
стихотворения на основе ритма. Инсценирование
Восстанавливать последовательность событий на основе событий.
стихотворения. Веселые рассказы для детей Э.
Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать
Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои
отрывки из них.
юмористических рассказов. Особое отношение к героям Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.
юмористического текста. Восстановление
Пересказывать веселые рассказы.
последовательности текста на основе вопросов.
Придумывать собственные веселые истории.
Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценивать свой ответ.
Оценка планируемых достижений
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Литература зарубежных стран (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного
содержание раздела. Выставки книг.
чтения.
Американские, английские, французские, немецкие
Читать вслух с постепенным переходом про себя.
народные песенки в переводе С. Маршака, В.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и
зарубежных песенок.
различие.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои
Объяснять значение незнакомых слов.
зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и
Определять героев произведения.
русских сказок. Творческий пересказ: дополнение
Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и
содержание сказки.
различие.
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои
Давать характеристику героев произведения.
зарубежных сказок.
Придумывать окончание сказок.

Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок.
Составление плана сказки для подробного пересказа.
Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».
Оценка достижений

Сравнивать сюжеты сказок разных стран.
Составлять план сказки, определять последовательность событий.
Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть
волшебные события и предметы в сказке.
Участвовать в проектной деятельности.
Создавать свои собственные проекты.
Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.
Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке;
составлять списки книг для чтения летом (с учителем).
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои
достижения.

3. Тематическое планирование
№

Темы, входящие в разделы примерной программы

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.
Здравствуй, школа!».
Самое великое чудо на свете
08.09.2022.Международный
день распространения грамотности.

2

Количество
часов
по авторской
программе

Количество
часов
по РП и
КТП

1

1

4

2

3

Устное народное творчество «День пожилого человека»

15

10

4

Люблю природу русскую. Осень День памяти
политических репрессий. Урок Памяти
Русские писатели
Библиотечный урок «Книжки -ребятишкам!»
О братьях наших меньших Организация и
проведение
предметной недели по литературному чтению

8

7

14

12

12

8

9

7

9

7

5
6
7

Из детских журналов «День матери»

8

Люблю природу русскую. Зима День Героев Отечества.

Проекты

«О чём может рассказать
школьная библиотека»

«Мой любимый детский
журнал»

9

Писатели детям День Конституции РФ.

17

14

10

Я и мои друзья «Новый год»

10

7

11

Люблю природу русскую. Весна «От солдата до генерала»

9

9

14

10

12

8

1

-

136 ч

102 ч

12 И в шутку и всерьез «Города-герои!»

13

Литература зарубежных стран «Победная весна»

14

Резервный урок: повторение пройденного

Итого:

Газета «9 Мая – день Победы»,
экскурсия к памятнику славы

Выставка книг «Мой любимый
писатель-сказочник» или
Создание справочника
«Зарубежные писатели - детям»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».