Рабочая программа Родная литература (русская) 6-9 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) составлена с учётом Рабочей программы
воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от
31.05.2021г.), утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы
воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями
(протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.), утверждённой приказом № 190 от
15.08.2022г.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и
правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:

 умение

определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.










Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и
мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и
культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих
в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов,
проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с
культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими
традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной
русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по
поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение
формировать и обогащать собственный круг чтения;




накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной
русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» по годам обучения

Первый год обучения. 5 класс

формирование умения выделять проблематику русских народных и
литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами
России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры
в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;

формирование начальных представлений о русском национальном
характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка
и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения; формирование начальных представлений о проектно- исследовательской
деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными
источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных
сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном
идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать
связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской
войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности
и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
руководством
учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и
презентации.
Третий год обучения. 7 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
5

своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и
русском поле;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

развитие представлений о русском национальном характере, истоках
русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской
души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности
русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии
и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом
кольце России и великой русской реке Волге;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;
 развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как
послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельн ой
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы
с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
Пятый год обучения. 9 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях

об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских
ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно- исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения различными способами её обработки и презентации.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
6 класс
(второй год обучения - 34 часа).

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (11 ч.)
Преданья старины глубокой (3 ч.)
Русские былины: богатыри и богатырство.
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе.
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Внеклассное чтение № 1. «Легенды Крыма».
Города земли русской (3 ч.)
Русский Север: Архангельск в русской литературе.
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»).
Родные просторы (3 ч.)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение
рассуждение № 1 – 2 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 ч.)
Праздники русского мира (4 ч.)
Масленица

М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (5 ч.)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение
рассуждение № 2 – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (12 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч.)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (3 ч.)
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (3 ч.)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Внеклассное чтение № 2. А. С. Грин. «Гнев отца».
Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение
рассуждение № 3 – 2 ч.
Повторение изученного материала за курс 6 класса – 1 ч.
7 класс
(третий год обучения – 34 часа).
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (11 ч.)
Преданья старины глубокой (3 ч.)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…».
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе.
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…».
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…».
Города земли русской (2 ч.)
Сибирский край.
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).

А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч.)
Русское поле.
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Внеклассное чтение № 1. Писатели и поэты о Крыме.
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение рассуждение № 1 – 2 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 ч.)
Праздники русского мира (4 ч.)
Пасха.
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А.П.Чехов. «Казак».
Р.Р. № 1. Сочинение – рассуждение – 2 ч.
Тепло родного дома (4 ч.)
Русские мастера.
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 2 – 2 ч.
Внеклассное чтение № 2. Литературное краеведение. А.Куприн «Белый пудель».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (12 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч.)
На Первой мировой войне.
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (4 ч.)
Долюшка женская.
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…».
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…».
О ваших ровесниках (2 ч.)
Взрослые детские проблемы.
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!»,
«Про личную жизнь»).
Внеклассное чтение № 3. К. М. Станюкович. «Рождественская ночь».
Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
Такого языка на свете не бывало.
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 3 - 2 ч.

8 класс
(четвёртый год обучения (17 ч.)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5 ч.)
Преданья старины глубокой (2 ч.)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П.Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (1 ч.)
По Золотому кольцу.
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…».
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (1 ч.)
Волга – русская река.
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 1 - 1 ч. (1 ч.)
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч.)
Праздники русского мира (2 ч.)
Троица.
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…».
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…».
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (2 ч.)
Родство душ.
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 2 - 1 ч. (1 ч.)
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч.)
Дети на войне.
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч.)
Сеятель твой и хранитель.
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (2 ч.)
Пора взросления.
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы).
Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
Язык поэзии.

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 3 - 1 ч.
9 класс
(пятый год обучения (17 ч.)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч.)
Преданья старины глубокой (2 ч.)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе.
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (2 ч.)
Петербург в русской литературе.
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…».
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А.А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики- сударики»).
Родные просторы (2 ч.)
Степь раздольная.
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 1 -1 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч.)
Праздники русского мира (1 ч.)
Августовские Спасы.
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (2 ч.)
Родительский дом.
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 2 - 1 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч.)

Великая Отечественная война.
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (1 ч.)
Судьбы русских эмигрантов.
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (1 ч.)
Прощание с детством.
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение –
рассуждение № 3 - 1 ч.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
6 класс
(второй год обучения – 34 часа).
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские былины - богатыри и
Преданья
богатырство:
Былина «Илья Муромец и Святогор».
старины
глубокой (3 ч.)
Былинные сюжеты и герои в русской литературе:
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Внеклассное чтение № 1. «Легенды Крыма».
Русский Север - Архангельск в русской литературе:
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна
Города земли
колокольня).
русской (3 ч.)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске»,
Всероссийский день «Миша Ласкин» (главы из книги
чтения (9 октября)
«Поморские были и сказания»).

Количество
часов
11
1

1

1
1
2

Стихи русских поэтов о зиме:
Родные просторы И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
(3 ч.)
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению № 1.
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение
– рассуждение № 1.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…».
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
Праздники
русского мира
А. П. Чехов. «Блины».
(4 ч.)
Тэффи. «Блины».
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская природа».
Тепло родного
дома (5 ч.)
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
День матери в
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
России (27 ноября)
Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению № 2.

1

Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение
– рассуждение № 2.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

1

2
1
1
11
1

1
2
1
2
2
1

12

Не до ордена была бы Родина
(2 ч.)
Загадки русской
души (3 ч.)

О ваших
ровесниках (3 ч.)

Оборона Севастополя:
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Чудеса нужно делать своими руками:
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…».
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с
ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент).

1

1
1
1
1
1

1

Внеклассное чтение № 2. А. С. Грин. «Гнев отца».
Лишь слову
На русском дышим языке:
жизнь дана (1 ч.) К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Международный
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…».

1
1

Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению № 3.
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение
– рассуждение № 3.
Повторение изученного материала за курс 6 класса.
Итого:

1
1

день
распространения
грамотности (8
сентября)

1
34

7 класс
(третий год обучения – 34 часа).
Блок

Преданья
старины
глубокой (3 ч.)

Города земли
русской (2 ч.)
Всемирный день
туризма (27 сентября)

Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы,
ветры, ветры буйные…».
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе.
А.С.Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И.З.Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…».
А.К.Толстой. «Моя душа летит приветом…».
Сибирский край.
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

Количе
ство
часов
11
1

1

1
1

1

Родные просторы
(3 ч.)

Родные просторы.
Русское поле.
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».

1

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

2

Внеклассное чтение № 1. Писатели и поэты о Крыме.

1

Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинениерассуждение № 1.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ.
Пасха.
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
Праздники
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
русского мира
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
(4 ч.)

Тепло родного
дома (4 ч.)
День матери в
России (27 ноября)

О ваших
ровесниках (2 ч.)

11
1
1
1

А.П.Чехов. «Казак».
Русские мастера.
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

1
1

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).

1

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

2

Развитие речи. Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению
№ 2.
Проверочная работа по итогам изучения раздела № 2. Контрольное
сочинение – рассуждение.
Внеклассное чтение № 2. Литературное краеведение.
А.Куприн «Белый пудель».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША.
На Первой мировой войне.
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Не до
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
ордена –
прекрасная…», «Георгий Победоносец».
была бы
Родина
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
(3 ч.)

Загадки русской
души (3 ч.)

2

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская.
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». В. М. Тушнова.
«Вот говорят: Россия…».
Взрослые детские проблемы.
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
«Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную
жизнь»).

1
1
1
12
1

1
1
1

1
1
1
1

Лишь слову
жизнь дана (1 ч.)
24 мая – День
Славянской
письменности и
культуры

Такого языка на свете не бывало.
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не
старовер…»

1

Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению № 3.
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное сочинение
– рассуждение № 3.
Внеклассное чтение № 3. К. М. Станюкович.
«Рождественская ночь».
Итого:

1
1
1
34

8 класс
(четвёртый год обучения – 17 часов).
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин».
Преданья старины
О. А. Ильина. «Во время грозного и
глубокой (2 ч.)
злого поединка…».
П. Н. Полевой. «Избранник Божий»
(главы из романа).
Города земли русской По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
(1 ч.)
заметный…».
Всероссийский день
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
чтения (9 октября)
понаслышке…».
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня).
Родные просторы (1
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той
ч.)
поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В.
В. Розанов. «Русский Нил»
(фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное
сочинение – рассуждение № 1.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Количество
часов
5

1

1

1

1

1
5

Троица:
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро,
Праздники русского
утренний канон…».
мира
Н. И. Рыленков. «Возможно ль
(2 ч.)
высказать без слов…».
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Тепло родного дома (2 Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»
(главы из повести).
ч.)
День матери в России А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
(27 ноября)
«Радость жизни».
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное
сочинение – рассуждение № 2.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
ДУША
Не до ордена –
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
была бы Родина
(1 ч.)

1

1
1

1
1
7

1

День Победы
советского народа
в Великой
Отечественной
войне 1941-1945
гг. (9 мая)

Сеятель твой и хранитель:
Загадки русской души И. С. Тургенев. «Сфинкс».
(2 ч.)
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
Пора взросления:
О ваших ровесниках Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(главы).
(2 ч.)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(главы).
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф.
Лишь слову жизнь
Анненский. «Третий мучительный сонет».
дана (1 ч.)
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное
сочинение – рассуждение № 3.
Итого:

1
1
1

1

1

1
17

9 класс
(пятый год обучения – 17 часов).
Блок

Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Количество
часов
7

Отечественная война 1812 года в русском
фольклоре и литературе.
Песня «Как не две тученьки не две
Преданья старины
грозныя…» (русская народная песня).
глубокой (2 ч.)
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских
воинов» (в сокращении).
А.С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская
годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого
года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года»
(фрагмент).
Города земли русской Петербург в русской литературе.
А. С. Пушкин. «Город пышный, город
(2 ч.)
бедный…».
130 лет со дня рождения О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
русского поэта Марины А.А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
Ивановны Цветаевой
(«Вновь Исакий в облаченьи…»).
(1892–1941)- 8 октября
Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в
плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (глава «Фонарики- сударики»).
Степь раздольная.
«Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…»
Родные просторы (2 (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
ч.)
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное
сочинение – рассуждение № 1.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы.
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Праздники русского Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…».
мира
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
(1 ч.)

1

1
1

1
1

1
1
4
1

Родительский дом.
А. П. Платонов. «На заре туманной юности»
Тепло родного дома (2 (главы).
ч.)
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка»
День матери в России (рассказ из повести «Последний поклон»).
(27 ноября)

1

Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное
сочинение – рассуждение № 2.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена –
Великая Отечественная война.
Н. П. Майоров. «Мы».
была бы Родина
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр,
(2 ч.)
День Победы
лентяй-завистник!..»

1

1

6
1

советского народа
в Великой
Отечественной
войне 1941-1945
гг. (9 мая)

Загадки русской души
(1 ч.)
О ваших ровесниках
(1 ч.)
Лишь слову жизнь
дана (1 ч.)

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».

1

1
Судьбы русских эмигрантов.
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
1
Прощание с детством.
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
«Припадаю к великой реке…».
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..».

Проверочная работа по итогам изучения раздела. Контрольное
сочинение – рассуждение № 3.
Итого:

1

1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».