Рабочая программа Разговоры о важном 5 класс

«Разговоры o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства
образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому
обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях
Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность
личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем.
Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими
особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих
прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не
является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой
ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме,
посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения
проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне.
На следующих ступенях возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями
(такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания»,
«раса», «социальное положение» и т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и понаучному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по
урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с
правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих
заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах
жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах обучающихся, но и на их обязанностях, показать неразрывность
прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость
как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на
уважении и соблюдении прав других людей.

Максимальное использование визуализированного контента, интерактивных заданий с применением игровых, занимательных,
активных форм работы при изучении курса создают благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения
обучающимися нравственных норм.
Цель курса: расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории
— о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии, с опорой на уроки и опыт
прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет
необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных,
противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Задачи курса:
- содействие обучающемся в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе — в родном
крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и
требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали,
нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде
определенных фактов и понятий, представлений. Именно представления позволяют приблизить ученика к сложным явлениям его
настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности. Попутно факты и представления при их анализе
и осмыслении содействуют формированию сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий,
причинно-следственных связей, закономерностей).
Место курса в учебном плане:
В учебном плане на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
В условиях режима повышенной готовности для организации образовательной деятельности, используется электронное обучение
с применением дистанционных образовательных технологий.

Рекомендуемые универсальные ресурсы
для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий:
1. https://deti-online.com/raskraski/russia/zimniy-dvorec-v-sankt-peterburge/
2. https://russia.tv/video/show/brand_id/14225/episode_id/983062/video_id/993675/
3. https://vraki.net/blogi/zanimatelnoe-zadanie-po-russkomu-yazyku.html
4. https://multiurok.ru/index.php/files/olimpiada-po-russkomu-iazyku-1-klass-17.html
5. https://interneturok.ru/
6. https://infourok.ru/raskraski-po-matematike-klass-2200496.html
7. https://stranamasterov.ru/
8. https://chessday.ru/
9. https://izi.travel/ru
10.
https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/746-..
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
педагогическим работником алгоритма;
● выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
● устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
●
●
●
●

●
●
●
●
●
●

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа ее проверки;
● соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
● анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
● самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
●
●
●

1) общение:
●
●

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

●
●
●
●
●
●

признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:

●

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

●
●
●
●
●

1) самоорганизация:
●
●

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:

●
●

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:

о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о
базовых национальных российских ценностях;
● символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
● институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях
гражданина России;
●

●
●
●
●
●
●
●
●
●

народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших
событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей
страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте
человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:

●
●
●
●
●

к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:

●
●
●
●
●

к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:

●
●
●
●

устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах обучающихся, но и
на их обязанностях, неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие в социально – значимых акциях,
разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость
как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на
уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического и духовнонравственного воспитания учащихся
Формы организации занятия:

-

ролевая игра;
этическая (познавательная) беседа, дискуссия;
викторина;
художественная выставка;
социальные практики (проектная деятельность);
работа с картой;
музыкальная, литературная, художественная гостиная.
Виды деятельности: игровая, проблемно – ценностное общение, познавательная, художественная.

Раздел 1 «Историческое просвещение»-3 ч.
1. Что мы Родиной зовем?
2. Россия в мире
3. «Пока жива история, жива память…»
Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли
российской культуры во всем мире. Традиционные ценности российского народа – это формирующие мировоззрение граждан России
нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе
российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное самобытное
проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России: жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за судьбу Отечества, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая память, преемственность поколений, единство народов России, . Задачи раздела:
прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине,
качества культурного человека.
Раздел 2 «О добрых чувствах»-16 ч.
1. День Знаний. Мы– Россия. Возможности – будущее
2. Что мы музыкой зовем
3. Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?
4. Если бы я был учителем…
5. Отечество – от слова «отец»
6. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
7. Мы – одна страна
8. Языки и культура народов России: единство в разнообразии
9. Мама – главное слово в каждой судьбе
10. Зачем мечтать?
11. Светлый праздник Рождества
12. С чего начинается театр?
13. Хроника научных открытий, которые перевернули мир
14. Включайся!
15. Мамина карьера

16. Как построить диалог с искусством?
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание
временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Учащиеся рассказывают о своих семьях, участвуют в
исследовательской
и
проектной
деятельности,
просматривают
семейные
альбомы.
Получение навыков волонтерской деятельности по направлениям саморазвитие и помощь старшему поколению.
Раздел 3 «Патриотическое и гражданское воспитание.»-8 ч.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Двуглавый орел: история легендарного герб
«Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день» (Д.С.Лихачёв)
В жизни всегда есть место подвигу
Как не попасть в цифровые ловушки?
За что мне могут сказать «спасибо»?» (ко Дню защитника Отечества)
Гимн России
Трудно ли быть великим?»
Подвиг остаётся подвигом, даже если его некому воспеть…» (неизвестные герои Великой Отечественной войны)

Работа с документами, семейными архивами, газетными и интернет публикациями, дневниковыми записями.
Раздел 4. «Сохраним нашу планету Земля»- 6 ч.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Невозможное сегодня станет возможным завтра
Жить – значит действовать
Путешествие по Крыму
«Зеленые привычки» - сохраним природу вместе
Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?

Что человеку нужно для счастья?»
Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Проблемные дискуссии, виртуальные экскурсии, творческие встречи, флешмобы.

Раздел 5. «Государство и закон» - 2 ч.
1. Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф.Искандер)
2. Как проявить себя и свои способности?
Обсуждение основных принципов и пунктов Конституции РФ . Дискуссии. Беседы с представителями разных профессий. Интервью.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Характеристика деятельности
учащегося

Раздел 1 «Историческое просвещение»-3 ч.
1
Работа с интерактивной картой
Что мы Родиной зовем?
1
Работа с интерактивной карой
Россия в мире
1
Проблемная дискуссия
«Пока жива история, жива память…»

1
2
3

ЦОР/ЭОР

https://razgovor.edsoo.ru

https://apkpro.ru/razgovoryo-vazhnom/

Раздел 2 «О добрых чувствах»-16 ч.
4

День Знаний. Мы– Россия. Возможности

1

Интеллектуальный марафон

https://razgovor.edsoo.ru

https://apkpro.ru/razgovoryo-vazhnom/

– будущее

5

Что мы музыкой зовем

1

Музыкальный конкурс талантов

6

Обычаи и традиции моего народа: как
прошлое соединяется с настоящим?
Если бы я был учителем…
Отечество – от слова «отец»
Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома

1

Социальная реклама

1
1
1

Мини-сочинение
Фото истории
Групповая дискуссия

7
8
9

Работа с интерактивной картой

10

Мы – одна страна

11

1

Работа с интерактивной картой

12

Языки и культура народов России:
единство в разнообразии
Мама – главное слово в каждой судьбе

1

Конкурс чтецов

13
14
15

Зачем мечтать?
Светлый праздник Рождества
С чего начинается театр?

1
1
1

Групповое обсуждение
Музыкальная гостиная
Чтение по ролям

1

Интеллектуальный марафон

17

Хроника научных открытий, которые
перевернули мир
Включайся!

1

Беседа

18
19

Мамина карьера
Как построить диалог с искусством?

1
1

Конкурс стихов о женщинах
Творческая лаборатория

16

20
21

22
23

Раздел 3 «Патриотическое и гражданское воспитание.» - 8 ч.
1
Экспертное интервью
Двуглавый
орел:
история
легендарного герб
1
Работа с дневником героя
«Люди писали дневники и верили, что
им удастся прожить и еще один день»
(Д.С.Лихачёв)
1
Встреча с героями нашего времени
В жизни всегда есть место подвигу
1
Беседа
Как не попасть в цифровые ловушки?
1

25

За что мне могут сказать «спасибо»?»
(ко Дню защитника Отечества)
Гимн России

26

Трудно ли быть великим?»

1

Литературная гостиная: рассказы о
войне
Работа с газетными и интернетпубликациями
Работа с биографией

27

Подвиг остаётся подвигом, даже если его
некому воспеть…» (неизвестные герои
Великой Отечественной войны)

1

Литературная гостиная

24

28
29
30
31
32

1

https://razgovor.edsoo.ru

https://apkpro.ru/razgovoryo-vazhnom/

Раздел 4. «Сохраним нашу планету Земля» - 6 ч.
1
Работа с интерактивной звездной https://razgovor.edsoo.ru
Невозможное
сегодня
станет
https://apkpro.ru/razgovoryкартой
возможным завтра
o-vazhnom/
1
Проблемная дискуссия
Жить – значит действовать
1
Виртуальная экскурсия
Путешествие по Крыму
1
Фестиваль идей
«Зелёные» привычки» сохраним
природу вместе
Может ли быть Тимур и его команда в
1
Работа с видеоматериалами

2022 году?

33
34
35

1
Творческий флешмоб
Что человеку нужно для счастья?»
Раздел 5. «Государство и закон» - 2 ч.
1
Эвристическая беседа
Настоящая ответственность бывает
только личной» (Ф.Искандер)
1
Встреча
с
людьми
Как проявить себя и свои
профессий
способности?

https://razgovor.edsoo.ru

https://apkpro.ru/razgovoryразных o-vazhnom/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».