Рабочая программа по родной литературе (русской) составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.), утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.), утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. Программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка на предметном, личностном и метапредметном уровнях. Объём программы. В соответствии с учебным планом школы рабочая программа для обучающихся 9-ых классов составлена на 136 часов (4 часа в неделю). В данную программу внесены изменения с целью выявления индивидуального уровня достижения обучающимися предметных результатов по русскому языку, определения элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, а также для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации. Добавлены часы в разделы: «Синтаксис и пунктуация» – 77 час, «Повторение» –21 час. Введены: раздел « Общие сведения о языке» – 7 часов; раздел «Подготовка к ОГЭ» – 4 часа. 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 9–м классе являются: понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершествованию; формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются: овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации); применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; 2 способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета. Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Речь Ученик научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Ученик получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Чтение Ученик научится: понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Ученик научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной 3 направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Ученик научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Ученик получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Ученик научится: анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Ученик получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Ученик научится: владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); различать и анализировать тексты разных жанров, 4 создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Ученик получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЯЗЫК. РЕЧЬ (5 часов) Роль русского языка в современном мире. Сохранение традиций родного языка как условие формирования надёжной основы для каждого гражданина РФ в его жизни, труде, творческой деятельности. Развитие речи №1 (аудирование, чтение) . ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (6 часов) Входная диагностическая работа. Контрольный диктант №1 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА (8 часов) Функциональные разновидности современного русского языка Официально-деловой стиль Русский язык – язык русской художественной литературы Развитие речи № 2-3 Сочинение-рассуждение Изложение. Контрольная работа по стилистике СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Сложное предложение (4 часа) Структура сложных предложений. Роль союзов и союзных слов в сложных предложениях. Классификация сложных предложений. Развитие речи № 4-5. Сочинение-рассуждение Сложносочиненное предложение (16 часов) 5 Особенности сложносочиненных предложений. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Развитие речи № 6-7. Сжатое изложение Развитие речи № 8. Подробное изложение Контрольная работа № 1 в формате ОГЭ. Сложноподчиненное предложение (33 часов) Особенности сложноподчиненных предложений. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средства связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточных предложений. Типичные сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений и их текстообразующая роль. Развитие речи № 9 Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения на тему «Что значит быть воспитанным человеком» (упр.75)/в жанре экскурсионного сообщения Развитие речи № 10. Контрольное сочинение №1 Контрольная работа №2. Проверочная работа по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». Развитие речи №11. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения. Развитие речи № 12 . Контрольное сжатое изложение №1 Развитие речи № 13. Анализ контрольных изложений. Проверочная работа по теме «Сложноподчинённое предложение». БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (22 часа) Особенности бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль. Развитие речи № 14. Подготовка к сочинению публицистического стиля на моральноэтическую тему. Развитие речи № 15. Контрольное сочинение №2 публицистического стиля на моральноэтическую тему. Развитие речи № 16. Анализ творческих работ. Проверочная работа по теме «Виды БСП». Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение». СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (10 часов) Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Проверочная работа по теме «Сложное предложение с разными видами связи». ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (7 часов) Развитие речи № 17. Особенности публицистического стиля. Развитие речи №18. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению. Развитие речи №19. Контрольное сочинение-рассуждение № 3 Развитие речи № 20. Деловые документы: автобиография. Развитие речи № 21. Особенности научного стиля. Работа с текстом научного стиля на лингвистическую тему. 6 Развитие речи №22 Анализ контрольного сочинения ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА (21 час) Систематизация изученного за курс 9 класса. Подготовка к ГИА. Развитие речи № 23. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения. Развитие речи № 24 Контрольное сжатое изложение №2 Развитие речи № 22 Анализ творческих работ Контрольная работа №3 в формате ОГЭ Контрольный диктант №2 по итогам изученного за курс 9 класса ПОДГОТОВКА К ОГЭ (4 часа). ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ Содержание учебной темы Текущий контроль № п/п 1 2 Повторение изученного в 8 классе Сложносочинённое предложение Контрольный диктант №1. Контрольная работа № 1 в формате ОГЭ. 3 Сложноподчинённое предложение 4 5 Бессоюзное сложное предложение Общие сведения о языке Контрольное сочинение №1 Контрольное изложение №1 Контрольная работа №2. Контрольное сочинение №2 Контрольное сочинение № 3 6 Повторение и систематизация за курс 9 класса Контрольное изложение №2 Контрольная работа №3 в формате ОГЭ Контрольный диктант №2 по итогам изученного за курс 9 класса 7 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Разделы программы 1 ЯЗЫК. РЕЧЬ Часы Контрольные работы Контрол Диктант Изложе Сочине ьная ние ние работа 5 Развитие речи 1 8 сентября – Международный день распространения грамотности 2 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ 6 1 30 сентября – День Интернета России 3 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА 8 2 4 2 5 октября – Международный день учителя 4 5 СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Сложное предложение Сложносочиненное предложение 16 1 33 1 3 9 октября — Всероссийский день чтения 6 Сложноподчиненное предложение. 1 1 5 1 3 1 6 28 декабря – Международный день кино 7 БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 22 21 февраля – Международный день родного языка 8 СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 10 1 марта – 135 лет со дня рождения педагога, писателя Антона Семёновича Макаренко (1888–1939) 9 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ 7 15 апреля — Международный день культуры 10 ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА 21 1 1 1 3 2 2 3 24 мая – День Славянской письменности и культуры 11 ПОДГОТОВКА К ОГЭ 4 6 июня — Пушкинский день России и День русского языка Всего: 136 3 25 8 9