Рабочая программа Русский язык 9 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) составлена с учётом Рабочей
программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.), утверждённой приказом № 107/1 от
02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с
изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.),
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.
Программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы
является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования
нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения
курса русского языка на предметном, личностном и метапредметном уровнях.
Объём программы.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа для обучающихся 9-ых
классов составлена на 136 часов (4 часа в неделю).
В данную программу внесены изменения с целью выявления индивидуального уровня
достижения обучающимися предметных результатов по русскому языку, определения
элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, а также для подготовки
обучающихся к итоговой государственной аттестации.
Добавлены часы в разделы: «Синтаксис и пунктуация» – 77 час, «Повторение» –21
час.
Введены:
 раздел « Общие сведения о языке» – 7 часов;
 раздел «Подготовка к ОГЭ» – 4 часа.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 9–м классе
являются:

понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей
русского народа;

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку;

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры;

стремление к речевому самосовершествованию;

формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения;

формирование способности самооценки на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе
являются:
 овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации
устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование
способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора
и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести
самостоятельный поиск информации);
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
2

 способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим
предметам;
 коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения;
 знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Речь
Ученик научится:
 использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
 использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
 соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
 оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
 предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
 выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
 участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
 понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Чтение
Ученик научится:
 понимать
содержание
прочитанных
учебно-научных,
публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
 использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
 передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
 использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
 понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
 извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения
на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение
Ученик научится:
 создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
3





направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие
в беседе, споре);
 обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
 извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
 соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
 создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
 излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
 соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические
и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
 писать рецензии, рефераты;
 составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
 писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
 анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту
как речевому произведению;
 осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
 создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
 создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них
языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
 владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной
литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
 различать и анализировать тексты разных жанров,
4

 создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
 оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
 исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
 различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики
использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
 создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в
официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в
бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые
рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
 анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ЯЗЫК. РЕЧЬ (5 часов)
Роль русского языка в современном мире. Сохранение традиций родного языка как условие
формирования надёжной основы для каждого гражданина РФ в его жизни, труде,
творческой деятельности.
Развитие речи №1
(аудирование, чтение)
.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (6 часов)
Входная диагностическая работа.
Контрольный диктант №1
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
(8 часов)
Функциональные разновидности современного русского языка
Официально-деловой стиль
Русский язык – язык русской художественной литературы
Развитие речи № 2-3 Сочинение-рассуждение
Изложение. Контрольная работа по стилистике
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Сложное предложение (4 часа)
Структура сложных предложений. Роль союзов и союзных слов в сложных предложениях.
Классификация сложных предложений.
Развитие речи № 4-5. Сочинение-рассуждение

Сложносочиненное предложение (16 часов)

5

Особенности сложносочиненных предложений. Разделительные знаки препинания между
частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных
предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
Развитие речи № 6-7. Сжатое изложение
Развитие речи № 8. Подробное изложение
Контрольная работа № 1 в формате ОГЭ.

Сложноподчиненное предложение (33 часов)
Особенности сложноподчиненных предложений. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средства связи придаточного с главным. Место придаточного
предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным
и придаточных предложений. Типичные сферы применения сложноподчиненных
предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: знаки
препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений и их
текстообразующая роль.
Развитие речи № 9 Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения на
тему «Что значит быть воспитанным человеком» (упр.75)/в жанре экскурсионного
сообщения
Развитие речи № 10. Контрольное сочинение №1
Контрольная работа №2.
Проверочная работа по теме «СПП с придаточными обстоятельственными».
Развитие речи №11. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.
Развитие речи № 12 . Контрольное сжатое изложение №1
Развитие речи № 13. Анализ контрольных изложений.
Проверочная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (22 часа)
Особенности бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их
текстообразующая роль.
Развитие речи № 14. Подготовка к сочинению публицистического стиля на моральноэтическую тему.
Развитие речи № 15. Контрольное сочинение №2 публицистического стиля на моральноэтическую тему.
Развитие речи № 16.
Анализ творческих работ.
Проверочная работа по теме «Виды БСП».
Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (10 часов)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные
знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Проверочная работа по теме «Сложное предложение с разными видами связи».
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (7 часов)
Развитие речи № 17.
Особенности публицистического стиля.
Развитие речи №18. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению.
Развитие речи №19.
Контрольное сочинение-рассуждение № 3
Развитие речи № 20.
Деловые документы: автобиография.
Развитие речи № 21.
Особенности научного стиля. Работа с текстом научного стиля на лингвистическую тему.
6

Развитие речи №22
Анализ контрольного сочинения
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА (21 час)
Систематизация изученного за курс 9 класса. Подготовка к ГИА.

Развитие речи № 23.
Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.
Развитие речи № 24
Контрольное сжатое изложение №2
Развитие речи № 22
Анализ творческих работ
Контрольная работа №3 в формате ОГЭ
Контрольный диктант №2 по итогам изученного за курс 9 класса
ПОДГОТОВКА К ОГЭ (4 часа).
ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ
Содержание учебной темы
Текущий контроль

№
п/п
1
2

Повторение изученного в 8 классе
Сложносочинённое предложение

Контрольный диктант №1.
Контрольная работа № 1 в формате
ОГЭ.

3

Сложноподчинённое предложение

4
5

Бессоюзное сложное предложение
Общие сведения о языке

Контрольное сочинение №1
Контрольное изложение №1
Контрольная работа №2.
Контрольное сочинение №2
Контрольное сочинение № 3

6

Повторение и систематизация за курс 9 класса

Контрольное изложение №2
Контрольная работа №3 в формате
ОГЭ
Контрольный диктант №2 по итогам
изученного за курс 9 класса

7

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Разделы программы

1

ЯЗЫК. РЕЧЬ

Часы

Контрольные работы
Контрол Диктант Изложе Сочине
ьная
ние
ние
работа

5

Развитие
речи

1

8 сентября – Международный день
распространения грамотности
2

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
В 8 КЛАССЕ

6

1

30 сентября – День Интернета России
3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
РАЗНОВИДНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО
ЯЗЫКА

8

2

4

2

5 октября – Международный день
учителя
4

5

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Сложное предложение
Сложносочиненное предложение

16

1

33

1

3

9 октября — Всероссийский день
чтения
6

Сложноподчиненное
предложение.

1

1

5

1

3

1

6

28 декабря – Международный день
кино
7

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

22

21 февраля – Международный день
родного языка
8

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С
РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

10

1 марта – 135 лет со дня рождения
педагога, писателя Антона
Семёновича Макаренко (1888–1939)
9

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

7

15 апреля — Международный день
культуры
10

ПОВТОРЕНИЕ И
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗА КУРС
9 КЛАССА

21

1

1

1

3

2

2

3

24 мая – День Славянской
письменности и культуры
11

ПОДГОТОВКА К ОГЭ

4

6 июня — Пушкинский день России и
День русского языка

Всего:

136

3

25

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».