Рабочая программа география 6-9 классы

1

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования и на основе авторской программы В.В. Николиной. Примерная программа основного общего образования по учебным
предметам. География 5-9 классы. Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина,
А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение 2011г. и в соответствии с учебным планом МБОУ «Виноградовская средняя школа».
Рабочая программа по географии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ
«Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой
приказом № 190 от 15.08.2022г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ 6 класс
Личностные: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения
в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в
том числе и человека.
Метапредметные: Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных
действий.
Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель
конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность; - определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
2

Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом)
Предметные:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного
общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических
проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
среде.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ 6 классы (34часа) 1 час в неделю.
ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (13ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Мировой круговорот воды и роль воды в природе.
Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость.
Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Жизнь в океане.
Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек.
Охрана рек.
Озера и их виды. Водохранилища. Болота. Подземные воды и их особенности. Значение и охрана подземных вод.
Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение и охрана ледников.
Человек и гидросфера. Загрязнение воды.
Практикум1 1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.
2. Составление комплексной характеристики одной из рек
мира.
Обучающийся должен знать виды и части водных объектов, находить на карте самые знаменитые водные объекты мира, понимать
экологические проблемы этих объектов.
АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (13ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы.
Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток.
Средние температуры. Амплитуда температур. Изменение температуры воздуха с высотой.
Влажность воздуха. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки, их виды.
Распределение влаги на поверхности Земли.
Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли и с высотой. Ветер.
Постоянные и сезонные ветры. Роза ветров. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды. Причины изменения погоды. Метеорологические приборы. Наблюдения за погодой и сезонными
изменениями в природе. Прогноз погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Климатические пояса Земли.
Решение практических задач на определение изменений элементов погоды.
4

Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков,
розы ветров и описание погоды своей местности.
Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практикум: 3. Ведение дневника погоды. Работа с метеорологическими приборами.
4. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и
атмосферного давления с высотой.
5. Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков и облачности, розы ветров и описание погоды своей
местности.
Обучающийся должен знать строение атмосферы, состав воздуха, уметь решать задачи, связанные с температурой, давлением,
понимать связь между разными показателями погоды, сформировать понятие о погоде и климате, уметь строить розу ветров и диаграмма.
БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ
Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к
среде обитания на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот веществ. Роль разных групп организмов в переносе веществ.
Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Охрана биосферы.
Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.
Обучающийся должен знать особенности биосферы, компоненты круговорота, понимать, как образуется почва, почему выделяются
различные типы почв, знать их географическое распространение. По окончанию изучения темы должен окончательно сформировать понятие
о целостности и взаимосвязи различных географических оболочек.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (4ч)
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части,
взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей
развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность
и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.
Природные зоны Земли. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных
природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и
широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.
5

Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Обучающийся должен сформировать понятие о географической оболочке, природно-территориальных комплексах, природных зонах и
среде обитания человека.
Практикум. 4. Описание природного комплекса своей местности.
Резерв-2 часа
Тематический план география 6 класс
№
Название раздела
1
Введение
2
Гидросфера – водная оболочка Земли. Охрана вод
морей от загрязнения.
3
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Охрана
чистоты атмосферы.
4
Биосфера. По страницам Красной книги.
5
Географическая оболочка. На просторах Родины.
Итого

Количество часов
1
13

Практические работы

Конт-роль

2

1

13

3

1

3
4
34

1
6

1
3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ -7 КЛАСС
Личностные результаты обучения
Ученик научится:
- осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
- осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
6

- овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
- проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Метапредметные результаты обучения
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их,
оценивать результаты деятельности;
- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
- работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные,
объяснительные).
Предметные результаты обучения
Ученик получит возможность научиться:
- показывать материки и части света;
- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
- давать характеристику карты;
- читать и анализировать карту.
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
- объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
- называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
7

- показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
- приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
- приводить примеры природных комплексов;
- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
- рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной
деятельности людей;
- читать комплексную карту;
- показывать наиболее крупные страны мира.
- показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые
отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в
океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
- описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
- показывать наиболее крупные государства на материках;
- уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
- приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.
- приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки— целостность, ритмичность, зональность;
- объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;
- называть разные виды природных ресурсов;
- приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС
География. Страны и континенты. 7 класс
(68 ч - 2 ч в неделю;).
Введение (3 ч)
8

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с
окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо
охраняемые территории. Новое в учебнике.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах.
Общегеографические и тематические карты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Тема 1. Население Земли (4ч.)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки.
Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы
городов и сельских поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от
друга.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам:
численность, размещение и средняя плотность.
Практикум1. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира по площади и численности населения.
Тема 2. Природа Земли (14ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические
эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и
возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических,
метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Практикум. 2. 2. Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.
9

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные
(стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и
переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Практикум 3. Определение климатических поясов и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения
Мирового океана. Океан и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие
озера мира.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных
и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной
зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы 6(ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием
человека.
Практикум. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание
природных зон по плану.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового
океана.
Практикум. 4. Составление комплексной характеристики одного из океанов (на выбор).
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида,
Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и
условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог
культур.
10

Тема 4. Материки и страны (39 ч)
Африка -8 ч
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности
земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и
климата.
Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур.
Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.
Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические
маршруты (траверзы) по Африке.
Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы.
Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности
природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна:
особенности природы.
Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента.
Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как
образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам —
мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.
Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия,
образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального
парка в Танзании».
Практикум. 5. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических
объектов Африки
Австралия и Океания. Антарктида.-5ч
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров
Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и
осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие
11

органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население.
Занятия населения.
Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро ЭйрНорт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный
хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности
природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды.
Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и
работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».
Практикум . 6. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Австралии.
7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов
Антарктиды.
Южная Америка – 5ч.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки.
Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом
Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира.
Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы.
Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.
Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на
материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и
животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.
Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных
экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны
Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия.
Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.
12

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности
хозяйства.
Практикум. 8. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических
объектов Южной Америки.
9. Разработка туристического маршрута по Южной Америке с использованием различных источников географической информации.
Северная Америка – 7ч.
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной
коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера.
Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.
Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой
экономики и культуры.
Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров
Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река
Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.
Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут
Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и
«кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр.
Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.
Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ
жизни.
Практикум. . 10. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Северной Америки.
11. Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору в виде презентации или описания).
Евразии – 14 ч.
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и
рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности
13

климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера
материка. Природные зоны.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское
население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский
союз (ЕС). Политическая карта Европы.
Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и
хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания —
средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города.
Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды,
Норвегия. Швеция: особая культура.
Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина
Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут
Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.
Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.
Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.
Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения
государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных
ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.
Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство.
Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь
населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы
Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.
Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса —
религиозный центр ламаизма. Гималаи.
Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут
Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы.
14

Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония —
крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.
Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности
населения Китая и меры по его ограничению.
Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов
мира».
Практикум. 12. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных
географических объектов Евразии.
13. Определение отличий климатических областей умеренного пояса Евразии на основе анализа климатических карт и климатограмм.
Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад
русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.
Повторение - 2 часа
Тематический план
№
п/п
1
2

3
4

5

Название темы

часы

Введение
Население Земли. Наша многонациональная
страна. Диалог культур.

3
4

Природа Земли. В.В.Докучаев – русский почвовед.
Природные комплексы и регионы. Организация
Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество
стран.
Материки и страны

14
6

Контроль

Практические
работы
1

1

39(всего)
15

2
1

Африка. Географы путешественники.
Австралия и Океания. Антарктида. Русские в
Антарктиде.
Южная Америка. Коренные народы Ю. Америки:
культура, традиции, обычаи.
Северная Америка. Американцы:
происхождение, занятия, образ жизни.

8
5

7

1

2

9

Евразия . Вклад русских писателей, композиторов,
художников в мировую культуру.

14

1

2

10

Повторение

2

Всего

68

4

13

6
7
8

1

5

1
2
2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность
их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России
как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;

16

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- определять географическое положение России;
- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
- определять поясное время.
- называть и показывать крупные равнины и горы;
- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- объяснять закономерности их размещения;
- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
- делать описания отдельных форм рельефа по картам;
- называть факторы, влияющие на формирование климата России;
- определять характерные особенности климата России;
- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
17

- давать описания климата отдельных территорий;
- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
-называть и показывать крупнейшие реки, озера;
- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
- оценивать водные ресурсы;
- называть факторы почвообразования;
- используя карту, называть типы почв и их свойства;
- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
- объяснять видовое разнообразие животного мира;
- называть меры по охране растений и животных.
- показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
- показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
- показывать на карте крупные природные районы России;
- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции
людей;
- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
- выделять экологические проблемы природных регионов.
- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Учащийся научиться:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
18

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу
информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных
технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить
информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
- составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения
Предметными результатами изучения курса «География» 8 классе являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
19

использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения,
деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание 8 класс
1Географическое пространство России 10 часов
Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение
географического положения России с положением других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и
пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы:
1.. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.
2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

2 Население России (13 часов)
Численность населения России и причины её изменения. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI
веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения
20

России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского
населения.
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения.
География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными,
историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.
Городское и сельское население. Урбанизация страны. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.
Сельская местность, сельские поселения.
Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на
разных этапах развития страны.
Практические работы: 4. «Анализ графика рождаемости и смертности России».
5. Определение показателей естественного и миграционного прироста населения России. Обозначение на к/к крупнейших городских
агломераций, городов-миллионеров и основной зоны расселения населения страны».
3 Природа (27 часа)
Понятия природных условий и ресурсов. Природный потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России.
Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и
вулканизма.
Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа 6 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны и построение профиля рельефа местности.
7 Определение зависимости между строением рельефа и полезными ископаемыми..
21

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.
Типы климатов России, климатические пояса и области.
Влияние климата на человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.
Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.
Опасные и неблагоприятные климатические явления.
Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона
Практическая работа № 8 Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление
особенностей распределения средних температур и осадков по климатограммам и синоптической карте.
Моря бассейнов разных океанов, омывающие территорию России. Общие черты природы морей каждого из бассейнов.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные
системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
Характеристика крупнейших рек страны. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Крупнейшие озера, их происхождение.
Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практическая работа № 9 Работа с картографическими источниками: нанесение и описание гидрографических источников России.
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение
основных типов почв.
Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв:
мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
22

4 Природно-хозяйственные зоны (12 часов)
Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их
компонентов.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Родной край (4 часа)
Природно-хозяйственное районирование Крыма . Природно-хозяйственные зоны : взаимосвязь и взаимообусловленность их
компонентов.
Характеристика степей . Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Повторение 2 часа
Тематический план
№
Тема
п/п
1
Географическое пространство России.
Геополитические приоритеты нашего государства.
2
3
4
5
6

Кол-во часов

Контроль

Практические
работы
3

1
2

2
4

10

Население России. Народ – величие страны.
Природа. Охрана природных ресурсов.
Природно-хозяйственные зоны. Памятники
всемирного природного наследия.
Родной край. Крым – моя родина.
Повторение

13
27
12
4
23

Итого

68

3

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ - 9 КЛАСС
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность
их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России
как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
24

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Учащийся должен уметь:
- называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу
расселения;
- объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав
населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация»,
«отрасль»,«состав и структура хозяйства», «факторы размещения»,«специализация», «кооперирование», «комбинирование»,
«себестоимость»;
- объяснять демографические проблемы;
- читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие
население РФ;
-объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на
окружающую среду;
- описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
- называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;
- объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение
труда»;
- объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические
связи;
- описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные
географические объекты на основе различных источников информации.
Предметные результаты
Обучающийся научится
-выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
25

-ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные
показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам
разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую
информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей
и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации
объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных
показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие
решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
-различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения Земли и отдельных регионов и стран;
-использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;
-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов
и стран;
26

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных
стран; адаптации человека к разным природным условиям;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
-использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению
различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы
и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения
России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения
населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения
особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
27

-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
-уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
-описывать погоду своей местности;
-объяснять расовые отличия разных народов мира;
-давать характеристику рельефа своей местности;
-уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
-приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по
географии;
-оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления;
-работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
-ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в быту и окружающей среде;
-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации;
-составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих
в географической оболочке;
28

-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими
факторами;
-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
-давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
-наносить на контурные карты основные формы рельефа;
-давать характеристику климата своей области (края, республики);
-показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной
структуры, развитии человеческого капитала;
-оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;
-обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Содержание учебного предмета 9 класс
Хозяйство России. (24часа)
Развитие хозяйства. Особенности экономики России
29

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Динамика структуры потребления топливноэнергических ресурсов. Роль нефти и газа во внешней торговле. Проблемы ТЕК.
Газовая промышленность. Место России в мировых запасах и добыче природного газа. География его запасов и добычи в стране.
Основные сферы использования природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую
среду. Перспективы развития отрасли.
Нефтяная промышленность. Место России в мировых запасах и добыче нефти. География ее запасов и добычи в стране. Основные
сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду.
Перспективы развития отрасли.
Угольная промышленность. Место России в мировых запасах и добыче угля. География его запасов и добычи в стране. Основные
сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Электроэнергетика. Место России в мире по производству электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в
производстве электроэнергии. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние электроэнергетики на
окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Практические работы 1 Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа. Составление хар-ки
одного из топливных бассейнов.
Черная и цветная металлургия Черная металлургия: состав, место и значение в хозяйстве. Особенности производства, факторы
размещения предприятий. География производства черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы
развития отрасли.
Цветная металлургия: состав, место и значение в хозяйстве. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География
производств тяжелых и легких цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Практические работы: № 2 Нанесение на карту главных металлургических районов и центров, месторождений руд черных и цветных
металлов
Машиностроение . Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших
отраслей машиностроения: основные районы и центры. Перспективы развития отрасли.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Особенности производства, факторы размещения предприятий.
География химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География
лесной промышленности: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Влияние лесной промышленности на окружающую среду.
30

Перспективы развития отрасли.
АПК и сельское хозяйство. Состав, место и значение АПК и с/х в экономике. Отличия от других отраслей хозяйства.
Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду.
Растениеводство и животноводство: объемы производства продукции, география основных направлений, перспективы развития.
Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и
транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства. География железнодорожного, автомобильного,
воздушного, морского и внутреннего водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, морские бассейны и
речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.
Связь, наука и образование, жилищное хозяйство Состав, место и значение отраслей в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития.
География связи. Перспективы развития отрасли.
Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки и образования.
Жилищное хозяйство. Величина жилого фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его географии.
Перспективы развития.

Регионы России.
Европейская Россия. Центральная Россия (8ч)
Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Административно-территориальное деление России, как один из видов
районирования. Крупные природные регионы и географические регионы России. Характеристика географического положения района.
Практические работы. 1. Работа с картографическими источниками информации: нанесение экономических районов и федеральных округов
Российской Федерации. 2. Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России.
Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения. Особенности природы: рельеф,
климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции. Размещение
населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.Хозяйство: место района в социально-экономическом
пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и
перспективы развития района.
Практические работы: 3. Сравнение двух экономических районов Центральной России по заданным характеристикам.
31

Европейский Северо-Запад. Европейский Север (10ч)
Европейский Северо-Запад Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения.
Особенности природы: рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный
прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.
Хозяйство: место района в социально-экономическом пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.
Европейский Север Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения. Особенности
природы: рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и
миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Хозяйство: место района в
социально-экономическом пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
Экологические проблемы и перспективы развития района.
Европейский Юг. Поволжье. Урал. (13 часов)
Европейский Юг Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения. Особенности
природы: рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и
миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.Хозяйство: место района в
социально-экономическом пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
Экологические проблемы и перспективы развития района.
Практические работы 4. Создание презентационных материалов об одном из субъектов Европейского Юга на основе различных
источников информации.
Поволжье.Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения. Особенности природы:
рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции.
Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.Хозяйство: место района в социальноэкономическом пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические
проблемы и перспективы развития района.
Практические работы 5. Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья.
Урал.Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения. Особенности природы: рельеф,
климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции. Размещение
32

населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.
Хозяйство: место района в социально-экономическом пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.
Практические работы 6. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.
Азиатская Россия
Сибирь. Дальний Восток (11 часов. )
Сибирь.Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения. Особенности природы:
рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции.
Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.
Хозяйство: место района в социально-экономическом пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.
Практические работы: 7. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной Сибири и Восточной Сибири.
Дальний Восток.Состав района. Особенности его физико–экономико–географического и геополитического положения. Особенности
природы: рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и
миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.
Хозяйство: место района в социально-экономическом пространстве страны. География важнейших отраслей промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.
Заключение. 2 ч.
Россия и мировое хозяйство. Внешнеэкономические связи. Роль России в мировой торговле. Состав импортной и экспортной продукции.
Основные внешнеторговые партнеры. Перспективы внешней торговли.
Повторение — 2 ч.

Тематический план
33

№п/п
1

2
3

4

5

6

Тема
Хозяйство России. Экономическая мощь
государства – основа безопасности.
Регионы России. Европейская Россия.
Центральная Россия. Народные промыслы.
Европейский Северо-Запад. Европейский
Север. Перспективы развития российского
севера.
Европейский Юг. Поволжье. Урал.
Экологические проблемы и перспективы
развития района.
Азиатская Россия
Сибирь. Дальний Восток. Диалог культур
востока.
Заключение.
Всего

Кол-во часов

Контроль

24

1

8
10

1

13

1

1

11

2
68

34

Кол-во практических
работ
2

3

1

3

7

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».