Рабочая программа по информатике для 7-9 классов разработана на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Рабочая программа создана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)); Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15); Примерными учебными планами основного общего образования для образовательных организаций Республики Крым; Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями). Авторской программой курса «Информатика и ИКТ» 7- 9 класс Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2018 г. – 166 с. Рабочая программа по информатике составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. 2 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. задач. Предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры. 2. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. 3 3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 4. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Общее число часов – 33 ч. Резерв учебного времени – 1 ч. 1. Введение в предмет 1 ч. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 2. Человек и информация 4 ч. (1+3) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» Практическая работа №2 «Работа с тренажёром клавиатуры» Практическая работа №3 «Единицы измерения информации» Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; 4 что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч. (3+3) Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление 5 файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Практическая работа №4 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств» Практическая работа №5 «Пользовательский интерфейс» Практическая работа №6«Работа с файловой структурой операционной системы» Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; 6 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. 4. Текстовая информация и компьютер 9 ч. (3+6) Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Практическая работа №7 «Ввод и редактирование текста» Практическая работа №8 «Форматирование текста» Практическая работа №9 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста» Практическая работа №10«Таблицы в текстовом документе» Практическая работа №11 «Дополнительные возможности текстового процессора» Итоговое практическое задание №12«Создание и обработка текстовых документов» При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Учащиеся должны знать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); 7 назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Учащиеся должны уметь: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 5. Графическая информация и компьютер 5 ч. (2+3) Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Практическая работа №13«Работа с растровым графическим редактором» Практическая работа №14 Работа с векторным графическим редактором Практическая работа №15 «Технические средства компьютерной графики» При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; 8 назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Учащиеся должны уметь: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч. (2+4) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; Практическая работа №16 «Создание презентации» Практическая работа №17 «Технология мультимедиа» Практическая работа №18 «Создание гиперссылок» Практическая работа №19«Демонстрация презентации на заданную тему» При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. 9 Учащиеся должны уметь: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. 8 класс Общее число часов: 32 часа. Резерв учебного времени: 2 часа Передача информации в компьютерных сетях 8 ч. (4+4) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой» Практическая работа №3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» Итоговый урок по теме «Передача информации в компьютерных сетях» в форме комплексной практической работы Учащиеся должны знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; 10 назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. 1. Информационное моделирование 4 ч. (3+1) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. Практическая работа № 5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 11 2. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч. (5+5) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы». Практическая работа №7 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных». Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». Итоговый урок по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» в форме комплексной практической работы. Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: 12 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. 3. Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (5+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации». Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы». Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы». 13 Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 9 класс Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 3 часа. 4. Управление и алгоритмы 12 ч. (5+7) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. 14 Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Практическая работа №1«Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». Практическая работа №4 «Работа с циклами» Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой» Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации» Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; 15 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 5. Введение в программирование — 15 ч (5 + 10) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Практическая работа №8«Работа с готовыми программами: отладка, выполнение, тестирование». Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №10«Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». Практическая работа №11 «Разработка программ с использованием оператора ветвления и логических операций». Практическая работа №12«Разработка программ c использованием цикла с заданным числом повторений». Практическая работа №13 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Практическая работа №14«Разработка программ c использованием цикла с постусловием» Практическая работа №15«Разработка программ обработки одномерных массивов». Практическая работа №16«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве» Практическая работа №17«Решение задач на обработку массивов». Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; 16 назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.. Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. 6. Информационные технологии и общество 4 ч. (4+0) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Учащиеся должны уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. 17 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание курса 7 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема Кол-во часов Теория Контрольные работы Практические работы 1. Введение в предмет 1 1 2. Человек и информация. Урок Цифры: «Искусственный интеллект в стартапах» Компьютер: устройство и программное обеспечение. Урок Цифры: «Видеотехнологии» Текстовая информация и компьютер. Урок Цифры: «Искусственный интеллект и метеология» Графическая информация и компьютер. Урок Цифры: «Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные 4 1 6+1 3 9 3 6 5 2 3 3. 4. 5. 3 1 18 3 угрозы» 6+1 2 7. Мультимедиа и компьютерные презентации. Урок Цифры: «Квантовые алгоритмы» Резерв 1 1 8. Всего: 34 13 6. 1 4 2 19 Содержание курса 8 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема 1. Передача информации в компьютерных сетях. Урок Цифры: «Искусственный Контрольные Практические работы работы Кол-во часов Теория 8 4 4 4 3 1 интеллект в стартапах» 2. Информационное моделирование. Цифры: «Видеотехнологии» 3. Контрольная работа № 1 Урок 1 1 19 4. Хранение и обработка информации в базах данных. Урок Цифры: «Искусственный 10 5 5 10 5 5 интеллект и метеорология» 5. Табличные вычисления на компьютере. Урок Цифры: «Анализ в бизнесе и программной разработке» 6. Контрольная работа № 2 1 7. Всего: 34 1 17 2 15 Содержание курса 9 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) Контрольные Практические 5 работы 1 работы 7 16 5 1 10 4 4 1 1 34 15 2 17 Кол-во часов Теория 13 4. Управление и алгоритмы . Урок Цифры: «Искусственный интеллект в стартапах» Введение в программирование. Урок Цифры: «Искусственный интеллект и метеорология» Информационные технологии и общество. Урок Цифры: «Анализ в бизнесе и программной разработке» Резерв 5. Всего: № 1. 2. 3. Тема 20 21