Рабочая программа по музыке составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; 2 – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизациях. Обучающиеся научатся: 3 воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. Планируемые результаты освоения обучающимися Предметные результаты Музыка в жизни человека Обучающийся научится: -воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний; -различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; -понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; -ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; -понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; -передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. Обучающийся получит возможность научиться: -соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д. -осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ; -владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. Основные закономерности музыкального искусства -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров; -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки; -участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; 4 -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; -узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку; -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша; -пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации; -находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; -различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты). Обучающийся получит возможность овладеть: -представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве; -музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др. Музыкальная картина мира Обучающийся научится: -выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8) -петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; -различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; -сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; -различать язык музыки разных стран мира. Обучающийся получит возможность научиться: -сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; -узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; -приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; -собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; -позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; -образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России; 5 -устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; -основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; -представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: -познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; -нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов); -нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений; -понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; -представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; -выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; -эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; -осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: -понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих; -выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; -воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; -выбирать способы решения исполнительской задачи; -соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; 6 -исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета; -соотносить различные произведения по настроению и форме; -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; -пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации; -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; -обобщать учебный материал; -устанавливать аналогии; -сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись); -представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно); -выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; -понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; -принимать мнение, отличное от своей точки зрения; -стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ). -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; -контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности. -формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать: Слова и мелодию Гимна России; 7 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; Названия изученных жанров и форм музыки; Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды); Названия изученных произведений и их авторов; Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении; Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия; Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся). Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны: - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; - проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; - определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; 8 - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для: -участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации); - участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы). 2.Содержание учебного предмета Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.) Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Урок 4.Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Урок 5.Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.) Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро». Урок 7.Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. 9 Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. Урок 9. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!».Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Урок 11-12. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!».Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Урок 13. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Урок 14.Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. Урок 15. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. Урок 16.Обобщение по темам первого полугодия. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся. Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) Урок 17. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Урок 18.Певцы русской старины (Баян.Садко). «Лель, мой Лель…». Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). Урок 19. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.) Урок 20-21. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». 10 Урок 22. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика». Урок 23. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее». Урок 24. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. Урок 25. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки. Тема раздела: «В концертном зале » (6 ч) Урок 26. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. Урок 27. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть. Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Урок 29-30. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч) Урок 31. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. Урок 32. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Урок 33. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. 11 Урок 34. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года 3. Тематическое планирование. № Название раздела Кол-во часов 1. Россия – Родина моя. День государственного герба и флага Республики Крым. 5 2. День, полный событий. День учителя. 4 3. «О России петь – что стремиться в храм». Международный день толерантности. 4 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» День героев Отечества. 4 5. В музыкальном театре. День защитника Отечества. 6 6. В концертном зале. День славянской письменности и культуры. 6 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». День Победы. 5 Итого 34 12 13 14