Рабочая программа по внеурочной деятельности «Крымоведение» для обучающихся 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Виноградовская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Крымоведение» рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели). 1. Планируемые результаты освоения учебного курса. Личностные результаты: формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; формирование целостного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Метапредметные результаты: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. Предметные результаты: формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; 2 освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; работать со справочно-энциклопедическими изданиями; использовать полученные знания в жизни. 2. Содержание учебного курса Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». Введение. «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!» (1ч) Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4ч) Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17ч) «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. 3 Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч) Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4ч) Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. 4 3.Тематическое планирование. Введение. «Посмотри, как хорош – край, в котором ты живешь!» 1 2 Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля». 4 3 Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма». 17 4 Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» 4 5 Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» 4 6 Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 4 Итого 34 1. 5 6