Рабочая программа Литературное чтение на родном языке (русском) 4 класс

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 4 класса муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Виноградовская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации.
На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в 4 классе отводится 1 час в неделю в соответствии с
базисным учебным планом Республики Крым. Общее количество часов – 34 часа.
Рабочая программа
составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ
«Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённ ой
приказом № 190 от 15.08.2022г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями:
- развитие речи,
- произведения устного творчества народов России;
- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиям и еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и
культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.

2

Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1)
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое
выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление
национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и
культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять
позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные
средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.

3

Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения; пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; писать сочинения по
поводу прочитанного в виде читательской аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой
и пояснениями.

2. Содержание учебного предмета.
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (20 ч)
Я и книги (5ч.) Д.Н.Мамин-Сибиряк «Книжка с картинками». И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада». С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова внука». С.Т. Григорьев «Детство Суворова». Я взрослею (4ч.) Л.Л. Яхнин «Храбрец». И.П. Токмакова «Разговор Татарника и Спорыша».
Е.В. Клюев «Шагом марш». Б.П. Якимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин «Летний вечер». «Я и моя семья» (6ч.) К.В. Лукашевич «Моё
милое детство». М.В. Водопьянов «Полярный лётчик». Е.Н. Верейская «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает». Я фантазирую
(4ч.) Т.В. Михеева «Асино лето». В.П. Крапивин «Голубятня в Орехове». Проверочная работа (1ч.)

4

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (14 ч)
Люди земли Русской (3ч.) Е.В. Мурашова «Каффа». К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина». «Афанасий Никитин.
Хождение за три моря». В.А. Гагарин «Мой брат Юрий». Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут». Г.С. Титов « Наш Гагарин». Что мы Родиной
зовём (2ч.) А.Д. Дорофеев «Веретено». «Сказ о валдайских колокольчиках». М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника». Г.Я. Снегирёв
«Карликовая берёзка». В.Г. Распутин «Саяны». О родной природе (8ч.) Загадки и пословицы. Морозко. Отрывок из русской народной
сказки. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах». Н.Н. Асеев «Такой мороз». В.Д. Берестов «Мороз». Загадки.
М.М. Зощенко «Гроза». Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». А.А. Блок «Перед грозой». «После грозы». Загадки о ветре. В.А.
Солоухин «Ветер». Проверочная работа (1ч.)

3. Тематическое планирование.
Название раздела

Тема раздела
Раздел 1.МИР ДЕТСТВА

Я и книги.

Испокон

века

книга

Количество
часов
20

растит человека.
5

Урок Знаний.
Я взрослею.
День пожилого человека.

Скромность красит человека.

2

Любовь всё побеждает.

2

Такое разное детство.
Я и моя семья.
Международный день
толерантности.
Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
День героев Отечества.
Проверочная работа по итогам изучения раздела.

6

4
1

5

14
Раздел 2. РОССИЯ—РОДИНА МОЯ
Родная

страна

во

все

времена сынами сильна.
День Защитника Отечества.
Что мы Родиной зовём.
День воссоединения Крыма с
Россией.
О родной природе.
День славянской письменности и
культуры.

Люди земли Русской.

3

Широка страна моя родная.

2

Мороз невелик, да стоять не велит.

4

На небе стукнет, на земле слышно.

3

Ветер, ветер, ты могуч...

1
1

Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Итого

34

6

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».