1 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Будь здоров» для обучающихся 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Виноградовская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Будь здоров» рассчитана на 17 часов в год (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). 1.Планируемые результаты освоения учебного курса Личностными результатами ( качества личности, которые развиваются у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности) изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений. Метапредметные результаты Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке , для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию. 2 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД): Личностные универсальные учебные действия - определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышения мотивации к здоровому образу жизни; - понимать значение занятий физкультурой для укрепления здоровья; - соотносить своё поведение с предъявляемыми в определённых действиях требованиями; Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания. Регулятивные универсальные учебные действия - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения игрового действия, способа, приёма и решения интеллектуальных задач; - оценивать качества приёмов закаливания, приёмов снятия психического и эмоционального напряжения, правил рационального питания; - проявлять волевые усилия для достижения поставленных целей. Познавательные универсальные учебные действия - находить информацию о здоровье и здоровом образе жизни. Об истории олимпийских игр античности; - ориентироваться в разнообразии информации; - выбирать и осваивать наиболее приемлемые для себя способы закаливания, приёмы снятия психического и эмоционального напряжения. Правила рационального питания; - осваивать правила поведения безопасности. Коммуникативные универсальные учебные действия 3 - объединяться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;- ориентироваться на позицию партнёра и в общении и взаимодействии в игровой деятельности; - договариваться о ходе совместного выполнения работы, устанавливать контакты со сверстниками и с ребятами старшего возраста; - контролировать свои действия и действия партнёра; - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание. Ученик научится: понимать значение занятий физкультурой для укрепления здоровья и физического развития. Самостоятельно оценивать свою деятельность, осознанно использовать свои знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении упражнений во время подвижных игр. Ученик получит возможность научиться: действовать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия, учитывать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им, делать выводы в результате совместной работы. Используемые методы: интерактивные методы; методы профилактики заболеваний (нарушения осанки, утомления); интегрированные занятия с целью пропаганды здорового образа жизни; проведение классных часов; Ожидаемые результаты: повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; осознанное отношение детей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. программа предполагает, что переходя в основную школу, объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. 2. Содержание программы курса Тело (2 часа) Вводная беседа . Особенности занятия в кружке. Требования к поведению во время занятий. Красота тела и души. Наши помощники – органы чувств. Танец – символ красоты, тела и души. 4 Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела. Показать значимость здорового образа жизни для каждого из нас. Раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты. Воспитывать желание быть нравственно и физически красивым. Развивать фантазию. Умение отображать задуманное на рисунке. Методические приёмы: использование иллюстративного материала, вопросы к детям, рассказ учителя, ритмические движения, игра. Материал: иллюстрации с изображением древнегреческих скульптур человека; иллюстрации к сказкам. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы на нравственные, этические темы. Режим дня (2 часа) С утра до вечера. Жил-был Петя Иванов. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня. Воспитывать желания придерживаться правил по его выполнению. Развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения. Методические приёмы: вопросы к детям, беседы, объяснение, рассказ учителя, игра. Материал: иллюстративный материал с изображением детей, занятых различными видами деятельностями в течение дня. Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала о частях суток, чтение пословиц и поговорок о времени, беседы о необходимости режима дня и его значение. Двигательная система (2 часа) Будем стройными и красивыми. Как правильно дышать. Игровые упражнения на развитие координации. Игра играй, мяч не теряй. Объяснять детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья. Показать приёмы и упражнения по формированию правильной осанки. Воспитывать желание быть красивым и здоровым. Беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой. Методические приёмы: работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, рассказ учителя, игра. Материал: картинки с изображением сутулого человека, верблюда. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой. Питание и витамины (2 часа) Правильное питание. Что полезно есть на завтрак. Ребята и витамины. «Съедобные» советы. Познакомить детей с блюдами, подаваемыми на завтрак. Рассказать о преимуществе правильного питания. Совершенствовать у детей диалогическую речь. Развивать мыслительные навыки. Методические приёмы: вопросы к детям, рассказ учителя, работа с наглядным материалом, беседы, работа в группах, игра. Материал: иллюстративный материал с изображением полезных продуктов, мультимедия. 5 Предварительная работа: выполнение проекта буклета «Живые витамины» совместно с родителями, беседа о полезном питании и витаминах. Вода. Микробы. (2 часа) Вода. Микробы. Вода и мыло – настоящие друзья. Познакомить детей с пользой воды. Рассказать о том, откуда берутся микробы и как они влияют на здоровье детского организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Методические приёмы: вопросы к детям, рассказ учителя, беседа, разъяснение, игра. Материал: просмотр видеопрезентации. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости соблюдения личной гигиены. Зубы (2часа) Чтоб свои родные зубы мог ты дольше сохранить. Щётка-зубы. Здоровые зубы – здоровью любы. Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Объяснить необходимость постоянного ухода за ними. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы. Методические приёмы: загадывание загадок, использование наглядностей, рассказ учителя, вопросы к детям, показ педагогом действий, игра. Материал: картинки с изображением здорового и больного зуба, картинки с изображением последовательности чистки зубов. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций. Спорт. Отдых. (2 часа) Нет – вредным привычкам ! Каким бывает отдых? Спортивный интерес. Отдыхаем и играем. Познакомить детей с видами отдыха. Объяснить влияние вредных привычек на детский организм и занятия спортом. Развивать спортивный интерес детей. Воспитывать желание детей заниматься спортом. Методические приёмы: рассказ учителя, вопросы к детям, игра, беседа. Материал: картинки с изображениями, мяч. Предварительная работа: посещение волейбольной секции школы, беседы с детьми о необходимости занятий спортом, беседы по профилактике вредных привычек. Спорт вместо лекарств (2 часа) Роль спорта в лечении болезней. Игры с мячом. Игры-цеплялки. Игры на реакцию. Познакомить детей с видами подвижных игр. Объяснить, какую роль играет спорт в лечении болезней. Развивать спортивный интерес детей. Воспитывать желание детей заниматься спортом. Методические приёмы: игра, рассказ учителя, беседа, вопросы к детям. Материал: спортивный инвентарь для подвижных игр. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости заниматься спортом. 6 Я за здоровый образ жизни (1 час) Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Занятие-игра «Я за здоровый образ жизни». Подведём итоги. Викторина. Методические приёмы: игра, викторина. Материал: спортивный инвентарь. Предварительная работа: подготовка к самопрезентации. 3. Тематический план № Название раздела Учебные часы 1 Тело 2 2 Режим дня 2 3 Двигательная система 2 4 Питание и витамины 2 5 Вода. Микробы 2 6 Зубы 2 7 Спорт. Отдых 2 8 Спорт вместо лекарств 2 9 Я за здоровый образ жизни 1 ИТОГО 17 7 8