Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговоры о важном » для обучающихся 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Виноградовская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели). 1. Планируемые результаты освоения учебного курса. Личностные результаты: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты 1) базовые логические действия: - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; - выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; 2 - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: - определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; - с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; - сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: - выбирать источник получения информации; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; - анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументировано высказывать свое мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 3 - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: - о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; - символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; - народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; 4 - религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива); - влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; - важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: - к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; - семье и семейным традициям; - учебе, труду и творчеству; - своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; - природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: - к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; - общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; - государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; - природе, природным явлениям и формам жизни; - художественному творчеству. Сформированы умения: - устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; - проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; - соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; 5 - распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. 2. Содержание учебного курса 1.День знаний. Рекорды России 2.От поколения к поколению: любовь россиян к Родине 3.Мечтаю летать 4.Я хочу услышать музыку 5.О наших бабушках и дедушках 6.Яснополянская школа и ее учитель 7.День отца 8.Петр и Феврония Муромские 9.День народного единства 10.Память времен 11.День матери 12.Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце 13.Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? 14.Герои Отечества разных исторических эпох 15.День Конституции 16.О чем мы мечтаем? 17.Светлый праздник Рождества 18.Ленинград в дни блокады 19.Рождение московского художественного театра 20.День российской науки 21.Россия и мир 22.Есть такая профессия – Родину защищать 23.8 Марта – женский праздник 24.Гимн России 25.Путешествие по Крыму 6 26.Я иду … в театр 27.День космонавтики 28.Память прошлого 29.«Дом для дикой природы»: история создания 30.День труда. Мужественные профессии 31.Дорогами нашей Победы 32.День детских общественных организаций 33.Мои увлечения 34.Кто такой гражданин? 3.Тематическое планирование. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание (разделы, темы) Кол-во часов День знаний. Рекорды России От поколения к поколению: любовь россиян к Родине Мечтаю летать 1 Тип занятия ЦОР/ЭОР Образовательный квиз Беседа аудитор. school-collection.edu.ru/collection/ аудитор. edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm аудитор. 1 Работа с интерактивными карточками Музыкальный конкурс талантов Семейные истории Я хочу услышать музыку О наших бабушках и дедушках Яснополянская школа и ее учитель День отца 1 1 1 1 Форма проведения http://kids.kremlin.ru/lessons/lessons/ 1 внеаудитор. аудитор. school-collection.edu.ru/collection/ Работа с текстом аудитор. edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm Творческая аудитор. 7 8. 9. Петр и Феврония Муромские День народного единства 10. Память времен 1 1 1 11. День матери 1 12. Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце 13. Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? 14. Герои Отечества разных исторических эпох 15. День Конституции 1 16. О чем мы мечтаем? 17. Светлый праздник Рождества 18. Ленинград в дни блокады 19. Рождение московского художественного театра 20. День российской науки 21. Россия и мир 1 1 мастерская Работа с иллюстрациями Работа с интерактивной картой Групповое обсуждение Творческая мастерская Работа с видеорядом аудитор. аудитор. school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm аудитор. https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii аудитор. аудитор. 1 Групповое обсуждение аудитор. 1 Работа с Галереей героев аудитор. Эвристическая беседа Конкурс стихов Пишем письмо Дедушке Морозу Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия аудитор. school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 1 1 1 http://kids.kremlin.ru/lessons/lessons/ внеаудитор. аудитор. school-collection.edu.ru/collection/ аудитор. edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm аудитор. https://vasar321.jimdofree.com/коллегам/театр/ 1 Викторина аудитор. school-collection.edu.ru/collection/ 1 Викторина аудитор. edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm 8 22. Есть такая профессия – Родину защищать 1 23. 8 Марта – женский праздник 24. Гимн России 1 25. Путешествие по Крыму 26. Я иду … в театр 27. День космонавтики 1 28. Память прошлого 29. «Дом для дикой природы»: история создания 30. День труда. Мужественные профессии 31. Дорогами нашей Победы 32. День детских общественных организаций 33. Мои увлечения 1 1 34. Кто такой гражданин? 1 1 1 1 Литературная гости ная: конкурс стихов Творческий флешмоб Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия Чтение по ролям Обсуждение фильма «Время Первых» Конкурс стихов Работа с видеоматериалами аудитор. внеаудитор. school-collection.edu.ru/collection/ аудитор. edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://vasar321.jimdofree.com/коллегам/театр/ аудитор. аудитор. аудитор. school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm внеаудитор. аудитор. https://space4kids.ru/ 1 Беседа с ветеранами труда внеаудитор. 1 Встреча с ветеранами Работа с видеоматериалами внеаудитор. school-collection.edu.ru/collection/ аудитор. edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://prosv.ru/75wow/ Творческий конкурс Диспут внеаудитор. 1 1 аудитор. 9 10 11