Рабочая программа по обествознанию составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
—
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
—
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
— убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в
следующих сферах:
Познавательная
— биологическая и социальная составляющая в человеке, о сходства и различия человека и животного;
— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;
2
— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;
— познание человеком мира и самого себя;
— межличностные отношения как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные
конфликты и способы их разрешения;
— семья как малая группа и семейные отношения.
На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на
эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности,
межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для
понимания и выполнения подростками основных социальных ролей.
Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках,
адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями).
Ценностно-мотивационная
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти
нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
Трудовая
— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
3
— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное
внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.
Эстетическая
— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).
Коммуникативная
— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения
коммуникации в межличностном общении;
— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения
курса социальной информации;
— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать
соответствующую информацию;
— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками
преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения курса обществознания представляют собой:
— умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата).
— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая
гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои
4
способности:
1. в использовании элементов причинно-следственного анализа;
2. в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
3. в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выбора верных критериев для сравнения, сопоставления,
оценки объектов;
4. в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;
5. в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст),
выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6. в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного
опыта;
7. в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном
руководстве этическими и правовыми нормами;
8. в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведение – 1 час
Тема I. Загадка человека (12 ч.) Биологическое и социальное в человеке. Наследственность - биологическая сущность
человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная
личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное
время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности
5
и потребности человека.
Тема II. Человек и его деятельность. (9 ч.) Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд.
Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для
общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей. (11 ч.) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в
отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели
общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и
неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии
возникновения
и развития конфликта.
Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название раздела
Количество часов
1.
Введение.
1
2.
Загадка человека
12
3.
Человек и его деятельность
9
4.
Человек среди людей
11
6
Количество
контрольных работ
5.
Повторение
1
34
7