Рабочая программа по обествознанию составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностные результаты: — мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; — заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; — ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; — отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; — убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций; — сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением. Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах: Познавательная — биологическая и социальная составляющая в человеке, о сходства и различия человека и животного; — основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; — способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья; 2 — роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд; — познание человеком мира и самого себя; — межличностные отношения как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения; — семья как малая группа и семейные отношения. На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей. Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями). Ценностно-мотивационная — понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; — знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; — установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни; — приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям. Трудовая — осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; 3 — понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся. Эстетическая — понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека). Коммуникативная — знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении; — знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; — умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации; — понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию; — умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; — развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. Метапредметные результаты изучения курса обществознания представляют собой: — умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). — овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои 4 способности: 1. в использовании элементов причинно-следственного анализа; 2. в исследовании несложных реальных связей и зависимостей; 3. в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выбора верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4. в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её; 5. в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6. в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта; 7. в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами; 8. в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ведение – 1 час Тема I. Загадка человека (12 ч.) Биологическое и социальное в человеке. Наследственность - биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности 5 и потребности человека. Тема II. Человек и его деятельность. (9 ч.) Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Тема III. Человек среди людей. (11 ч.) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название раздела Количество часов 1. Введение. 1 2. Загадка человека 12 3. Человек и его деятельность 9 4. Человек среди людей 11 6 Количество контрольных работ 5. Повторение 1 34 7