Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Будь здоров» для обучающихся 2-3
класса муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Виноградовская
средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов
обучающихся.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Будь здоров» рассчитана на 17 часов в год (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми
душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил
здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
2
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем
плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития
средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты
проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
3
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности
для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к
собственному здоровью во всем его проявлениях.
2. Содержание учебного предмета.
Вводная беседа (1 час). Особенности занятия в кружке. Требования к поведению во время занятий.
Тело (2 часа)
Красота тела и души. Наши помощники – органы чувств. Танец – символ красоты, тела и души.
Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела. Показать значимость здорового образа жизни для каждого из нас.
Раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты. Воспитывать желание быть нравственно и физически красивым.
Развивать фантазию. Умение отображать задуманное на рисунке.
Методические приёмы: использование иллюстративного материала, вопросы к детям, рассказ учителя, ритмические движения,
игра.
Материал: иллюстрации с изображением древнегреческих скульптур человека; иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы на нравственные, этические
темы.
Режим дня (1 час)
С утра до вечера. Мамуси. Ромашка. Жил-был Петя Иванов.
Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня.
Воспитывать желания
придерживаться правил по его выполнению. Развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
Методические приёмы: вопросы к детям, беседы, объяснение, рассказ учителя, игра.
4
Материал: иллюстративный материал с изображением детей, занятых различными видами деятельностями в течение дня.
Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала о частях суток, чтение пословиц и поговорок о времени,
беседы о необходимости режима дня и его значение.
Двигательная система (2 часа)
Будем стройными и красивыми. Как правильно дышать. Игровые упражнения на развитие координации. Игра играй, мяч не теряй.
Объяснять детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья. Показать приёмы и упражнения по
формированию правильной осанки. Воспитывать желание быть красивым и здоровым. Беседы с детьми о необходимости прямо держать
спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой.
Методические приёмы: работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, рассказ учителя,
игра.
Материал: картинки с изображением сутулого человека, верблюда.
Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой.
Питание и витамины (2 часа)
Правильное питание. Что полезно есть на завтрак. Ребята и витамины.
«Съедобные» советы.
Познакомить детей с блюдами, подаваемыми на завтрак. Рассказать о преимуществе правильного питания. Совершенствовать у детей
диалогическую речь. Развивать мыслительные навыки.
Методические приёмы: вопросы к детям, рассказ учителя, работа с наглядным материалом, беседы, работа в группах, игра.
Материал: иллюстративный материал с изображением полезных продуктов, мультимедия.
Предварительная работа: выполнение проекта буклета «Живые витамины» совместно с родителями, беседа о полезном питании и
витаминах.
Вода. Микробы. (1 час)
Вода. Микробы. Вода и мыло – настоящие друзья.
Познакомить детей с пользой воды. Рассказать о том, откуда берутся микробы и как они влияют на здоровье детского организма.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
5
Методические приёмы: вопросы к детям, рассказ учителя, беседа, разъяснение, игра.
Материал: просмотр презентации.
Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости соблюдения личной гигиены.
Зубы (1 час)
Чтоб свои родные зубы мог ты дольше сохранить. Щётка-зубы. Здоровые зубы – здоровью любы.
Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Объяснить необходимость постоянного ухода за ними. Воспитывать желание иметь
красивые и здоровые зубы.
Методические приёмы: загадывание загадок, использование наглядностей, рассказ учителя, вопросы к детям, показ педагогом
действий, игра.
Материал: картинки с изображением здорового и больного зуба, картинки с изображением последовательности чистки зубов.
Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций.
Спорт. Отдых. (4 часа)
Нет – вредным привычкам! Каким бывает отдых? Спортивный интерес. Отдыхаем и играем.
Познакомить детей с видами отдыха. Объяснить влияние вредных привычек на детский организм и занятия спортом. Развивать
спортивный интерес детей.
Воспитывать желание детей заниматься спортом.
Методические приёмы: рассказ учителя, вопросы к детям, игра, беседа.
Материал: картинки с изображениями, мяч.
Предварительная работа: посещение волейбольной секции школы, беседы с детьми о необходимости занятий спортом, беседы по
профилактике вредных привычек.
Спорт вместо лекарств (2 часа)
Роль спорта в лечении болезней. Игры с мячом. Игры-цеплялки. Игры на реакцию.
Познакомить детей с видами подвижных игр. Объяснить, какую роль играет спорт в лечении болезней. Развивать спортивный интерес
детей. Воспитывать желание детей заниматься спортом.
Методические приёмы: игра, рассказ учителя, беседа, вопросы к детям.
Материал: спортивный инвентарь для подвижных игр.
Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости заниматься спортом.
6
Я за здоровый образ жизни (1 час)
Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Занятие-игра «Я за здоровый образ жизни». Игры перетягивания. Подведём итоги.
Викторина.
Методические приёмы: игра, викторина.
Материал: спортивный инвентарь.
Предварительная работа: подготовка к самопрезентации.
3. Тематический план
№
п/п
I
Наименование разделов и дисциплин
В том числе
практические
занятия
-
Вводная беседа.
Всего
час.
1
лекции
1
Форма
контроля
тест
II
Тело.
2
1
1
викторина
III
Режим дня.
1
-
1
игра
IV
Двигательная система.
2
1
1
ролевая игра
V
Питание и витамины.
2
1
1
буклет
VI
VII
Вода. Микробы.
Зубы.
Спорт. Отдых.
Спорт вместо лекарств.
Я за здоровый образ жизни.
Итого:
1
1
4
2
1
17
1
1
6
1
4
1
1
11
рисунки
тренинг
игры
игры
викторина
7
8