Рабочая программа по внеурочной деятельности «Будь здоров» для обучающихся 2-3 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Виноградовская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Будь здоров» рассчитана на 17 часов в год (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечить физическое и психическое саморазвитие; научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); 2 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: 3 осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. 2. Содержание учебного предмета. Вводная беседа (1 час). Особенности занятия в кружке. Требования к поведению во время занятий. Тело (2 часа) Красота тела и души. Наши помощники – органы чувств. Танец – символ красоты, тела и души. Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела. Показать значимость здорового образа жизни для каждого из нас. Раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты. Воспитывать желание быть нравственно и физически красивым. Развивать фантазию. Умение отображать задуманное на рисунке. Методические приёмы: использование иллюстративного материала, вопросы к детям, рассказ учителя, ритмические движения, игра. Материал: иллюстрации с изображением древнегреческих скульптур человека; иллюстрации к сказкам. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы на нравственные, этические темы. Режим дня (1 час) С утра до вечера. Мамуси. Ромашка. Жил-был Петя Иванов. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Закрепить понятие о значимости режима дня. Воспитывать желания придерживаться правил по его выполнению. Развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения. Методические приёмы: вопросы к детям, беседы, объяснение, рассказ учителя, игра. 4 Материал: иллюстративный материал с изображением детей, занятых различными видами деятельностями в течение дня. Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала о частях суток, чтение пословиц и поговорок о времени, беседы о необходимости режима дня и его значение. Двигательная система (2 часа) Будем стройными и красивыми. Как правильно дышать. Игровые упражнения на развитие координации. Игра играй, мяч не теряй. Объяснять детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья. Показать приёмы и упражнения по формированию правильной осанки. Воспитывать желание быть красивым и здоровым. Беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой. Методические приёмы: работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, рассказ учителя, игра. Материал: картинки с изображением сутулого человека, верблюда. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой. Питание и витамины (2 часа) Правильное питание. Что полезно есть на завтрак. Ребята и витамины. «Съедобные» советы. Познакомить детей с блюдами, подаваемыми на завтрак. Рассказать о преимуществе правильного питания. Совершенствовать у детей диалогическую речь. Развивать мыслительные навыки. Методические приёмы: вопросы к детям, рассказ учителя, работа с наглядным материалом, беседы, работа в группах, игра. Материал: иллюстративный материал с изображением полезных продуктов, мультимедия. Предварительная работа: выполнение проекта буклета «Живые витамины» совместно с родителями, беседа о полезном питании и витаминах. Вода. Микробы. (1 час) Вода. Микробы. Вода и мыло – настоящие друзья. Познакомить детей с пользой воды. Рассказать о том, откуда берутся микробы и как они влияют на здоровье детского организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 5 Методические приёмы: вопросы к детям, рассказ учителя, беседа, разъяснение, игра. Материал: просмотр презентации. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости соблюдения личной гигиены. Зубы (1 час) Чтоб свои родные зубы мог ты дольше сохранить. Щётка-зубы. Здоровые зубы – здоровью любы. Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Объяснить необходимость постоянного ухода за ними. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы. Методические приёмы: загадывание загадок, использование наглядностей, рассказ учителя, вопросы к детям, показ педагогом действий, игра. Материал: картинки с изображением здорового и больного зуба, картинки с изображением последовательности чистки зубов. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций. Спорт. Отдых. (4 часа) Нет – вредным привычкам! Каким бывает отдых? Спортивный интерес. Отдыхаем и играем. Познакомить детей с видами отдыха. Объяснить влияние вредных привычек на детский организм и занятия спортом. Развивать спортивный интерес детей. Воспитывать желание детей заниматься спортом. Методические приёмы: рассказ учителя, вопросы к детям, игра, беседа. Материал: картинки с изображениями, мяч. Предварительная работа: посещение волейбольной секции школы, беседы с детьми о необходимости занятий спортом, беседы по профилактике вредных привычек. Спорт вместо лекарств (2 часа) Роль спорта в лечении болезней. Игры с мячом. Игры-цеплялки. Игры на реакцию. Познакомить детей с видами подвижных игр. Объяснить, какую роль играет спорт в лечении болезней. Развивать спортивный интерес детей. Воспитывать желание детей заниматься спортом. Методические приёмы: игра, рассказ учителя, беседа, вопросы к детям. Материал: спортивный инвентарь для подвижных игр. Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости заниматься спортом. 6 Я за здоровый образ жизни (1 час) Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Занятие-игра «Я за здоровый образ жизни». Игры перетягивания. Подведём итоги. Викторина. Методические приёмы: игра, викторина. Материал: спортивный инвентарь. Предварительная работа: подготовка к самопрезентации. 3. Тематический план № п/п I Наименование разделов и дисциплин В том числе практические занятия - Вводная беседа. Всего час. 1 лекции 1 Форма контроля тест II Тело. 2 1 1 викторина III Режим дня. 1 - 1 игра IV Двигательная система. 2 1 1 ролевая игра V Питание и витамины. 2 1 1 буклет VI VII Вода. Микробы. Зубы. Спорт. Отдых. Спорт вместо лекарств. Я за здоровый образ жизни. Итого: 1 1 4 2 1 17 1 1 6 1 4 1 1 11 рисунки тренинг игры игры викторина 7 8