1.Планируемые результаты учебного курса. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: · оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; · объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; · в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; · осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД · определять цель деятельности; · учиться обнаруживать и формулировать проблемы; · устанавливать причинно-следственные связи; · вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; · навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; · перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД · оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; · высказывать и обосновывать свою точку зрения; · слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; · задавать вопросы Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — характеризовать слова «опасность», «опасный»; — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный», — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»; — осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — объяснять значение правил дорожного движения; — группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД; — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. −− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи. Учащиеся должны знать: дорожные знаки и знаки дополнительной информации; правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам; правила поведения участников дорожного движения; устройство велосипеда, мопеда; правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле; правила перевозки груза; правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно – принудительные меры воздействия; способов защиты от пожара; источники пожара – электрические нагревательные и осветительные приборы (в том числе и телевизоры) как при неумелом и беспечном пользовании ими; особенности и свойства горения различных синтетических предметов и тканей (мебели, пластмассы и др.), выделение при горении ядовитых газов; оказание первой помощи при ожогах; действия при пожаре; оказание первой помощи при отравлении угарным газом и др; порядок эвакуации людей из горящих зданий. Учащиеся должны уметь: переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги; передвигаться в группе, в колонне; дисциплинированно вести себя в общественном транспорте; ориентироваться в дорожной обстановке; определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги; оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах); предвидеть опасные ситуации и предотвращать их; распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня; выполнять действия и спасательные мероприятия при пожаре. 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 Из истории создания автомобиля, велосипеда, мотоцикла. Проблемы безопасного движения. 2ч 2.Понятие об участниках дорожного движения (1ч Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 3.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 2 Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрестков и правил разъезда на них ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 4.Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста 1ч Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу. 5.Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда 2ч Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Особенности назначения основных частей велосипеда. Маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приемам безопасного падения. Практическая работа: освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда. 6.Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 1ч Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: работа на тренажерах; освоение правил работы с электронным экзаменатором. 7.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Правила пожарной безопасности 3ч Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно – транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правил наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Правила пожарной безопасности. Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту. Причины возгораний. Предупреждение травматизма и несчастных случаев при пожаре. Движение во время эвакуации. Элементарные способы тушения загораний. Оказание первой помощи при ожогах Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 8.Профилактика детского дорожного травматизма 2ч Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Движение учащихся группами и в колонне Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения. 9.Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 2ч Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения. Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов. 10.Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» 1ч Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований. Задачи программы: воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения», «Правил пожарной безопасности» и «Основам безопасности жизнедеятельности»; Обучение учащихся правильным действиям при пожаре и правилам дорожного движения, предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих; активизация работы ЮИД осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской, водительской и пожарно-спасательной деятельности; повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, является недисциплинированность учащихся, не знание ими правил дорожного движения РФ. Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить ДТП среди детей и подростков. Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы: - принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет); - принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности); -соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности; - расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка); - последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации); - принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС; -принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.). 3 Тематическое планирование. 1 История автомототранспорта и проблемы безопасного движения 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Понятие об участниках дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и транспорта. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Пожарная безопасность Профилактика детского дорожного травматизма. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо».