1.Планируемые результаты учебного курса. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: · оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; · объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; · в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; · осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД · определять цель деятельности; · учиться обнаруживать и формулировать проблемы; · устанавливать причинно-следственные связи; · вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; · навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; · перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД · оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; · высказывать и обосновывать свою точку зрения; · слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; · задавать вопросы Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — характеризовать слова «опасность», «опасный»; — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный», — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»; — осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — объяснять значение правил дорожного движения; — группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД; — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. −− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи. 2. Содержание учебного курса. Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра. Формы обучения младших школьников ПДД: * Тематические занятия. * Игровые уроки. * Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД. * Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы. * Оформление маршрутных листов «Школа – дом». * Конкурсы рисунков и стенгазет. * Конкурсы агитбригад по ПДД. * Игра «Безопасное колесо». * Посвящение первоклассников в пешеходы. * Проведение уроков по ПДД. Совместная работа с отделом ГИБДД * Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах. * Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся. * Совместное планирование деятельности с ГИБДД. *Организация работы отряда ЮИД Работа с родителями: * Проведение родительских собраний по тематике ПДД *Составление и распространение памяток ребенок и дорога *Привлечение специалистов из числа родителей для проведения *мероприятий информационного характера *Совместные праздники, конкурсы . Методы и средства обучения: Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Способствует: умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом; трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей); физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ. Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий. Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно- транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения. Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как: - неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; - неспособность адекватно оценивать обстановку; - быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; - преобладание потребности в движении над осторожностью; - стремление подражать взрослым; - недостаток знаний об источниках опасности; - отсутствие способности отделять главное от второстепенного; - переоценка своих возможностей в реальной ситуации. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов. Занятие 1 Вводное Занятие 2. 3Тема: Улицы и движение в нашем городе (микрорайоне). Занятие 4.5.Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Занятие 6. Тема: Правила пользования транспортом. Занятие 7.8.Тема: Основные понятия и термины ПДД. Занятие 9.10 Тема: Основные понятия и термины ПДД. Занятие 11.12.Тема: От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге. Занятие 13.14. Тема: На железной дороге. Занятие 15. Тема: Езда на велосипеде. Занятие 16.17. Тема: Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания). 3 Тематическое планирование учебного курса. № Тема занятия 1 2-3 Вводное Улицы и движение в нашем городе (микрорайоне). Кол-во часов 1 2 4-5 Дорожные знаки и дополнительные средства информации. 2 6 Правила пользования транспортом. 1 7-8 Основные понятия и термины ПДД. 2 9-10 Основные понятия и термины ПДД. 2 11-12 От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге. 2 13-14 На железной дороге. 2 15 Езда на велосипеде. 1 16-17 Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания).