Рабочая программа Экология и мы 10 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 10 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, Примерной
программой внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни». 10 класс авторов Е.Н.
Дзятковской, А.Н. Захлебного, Л.И. Колесникова, А.Ю. Либерова, Н.М. Мамедова (М.: Просвещение, 2012) [4].
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в старшей школе. Программа соответствует
стратегической линии развития основного общего экологического образования в России и имеет все основания для широкого
использования в преподавании экологии в школе.

1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты предусматривают:
-опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее
направлениях;
-осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры
человека;
-положительную мотивацию к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных
привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры
здорового и экологически безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами являются:опыт:
-применения экосистемной познавательной модели и историко-культурного подхода для изучения здоровья человека и
культурных традиций его сохранения во взаимосвязи с социоприродными условиями проживания;
-нравственного выбора и принятия обоснованного решения о стратегии действий в условиях экологического риска;
рефлексии и оценки последствий таких действий;
-участия в прениях, дискуссиях, дебатах; общения на переговорной площадке, форуме; позиционирования в роли лица,
ответственного за состояние здоровья окружающих людей и качество окружающей среды;
А также умения:
-находить, проверять тематическую информацию, и использовать ее;
-разрабатывать проект в соответствии с требованиями; принимать обоснованное решение о возможности его реализации в
жизни;

-подчиняться правилам работы в команде, следовать принципам социального партнерства;
-формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу;
-составлять портфолио.
Предметными результатами являются:
Представления:
- о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов;
Традициях ЗОЖ коренных народов местной территории; экологической культуре как способе и результате адаптации в
конкретных социоприродных условиях; целостности телесного и духовного здоровья; индивидуальных особенностях
ресурсов здоровья и здорового образа жизни; источниках информации по вопросам экологии и здоровья; ответственных
организациях, учреждениях и лицах в области экологии и здоровья; стратегиях поведения в условиях опасностей для
здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях;
-о видах загрязнения окружающей среды, их причинах; нормировании качества среды;
умения:
-раскрывать содержание понятий: здоровье, ресурсы здоровья, ЗОЖ, загрязнитель, экологическая безопасность,
экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация;
-приводить аргументы, подтверждающие взаимосвязь телесного и духовного здоровья человека; ЗОЖ человека и его
экологической культуры;
-оценивать ресурсы своего здоровья;
-называть особенности ЗОЖ коренных народов своей местности; отношение к вредным привычкам;
- выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический
мониторинг;
-классифицировать загрязнители по их действию на здоровье; обосновывать способы экологически безопасного поведения и
жизнедеятельности в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях;
-проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности
человека.

2 Содержание учебного курса
Введение (1 час)
Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические,
физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения

информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная
модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения.
Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как
способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья
Раздел 1. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (4 часа)
Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации
на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический
мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные
особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и
здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций,
манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам
экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с
общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной
информации по вопросам экологии и здоровья.
Раздел 2. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов)
Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные).
Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье
человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей
среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы
нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических
ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные
трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного
образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого
питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать
экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья
человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

Раздел 3.Наш вклад в здоровье окружающей среды (4 часов)
Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз
последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных
интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность
выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства.
Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого
гражданина за свой выбор и принятие решения.
Раздел 4. Экологическая культура как ресурс здоровья (3 часа)
Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное
благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры
экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей,
известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении
современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры.
Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение.
Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны
представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык
публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.
3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение (1 час)
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (4 часа)
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов)
Раздел 4. .Наш вклад в здоровье окружающей среды (4 часов)
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (3 часа)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».