Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 9 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, Примерной
программой внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни». 9 класс авторов Е.Н.
Дзятковской, А.Н. Захлебного, Л.И. Колесникова, А.Ю. Либерова, Н.М. Мамедова (М.: Просвещение, 2012) [4].
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в старшей школе. Программа соответствует
стратегической линии развития основного общего экологического образования в России и имеет все основания для широкого
использования в преподавании экологии в школе.
1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты предусматривают:
-опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее
направлениях;
-осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры
человека;
-положительную мотивацию к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных
привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры
здорового и экологически безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами являются:опыт:
-применения экосистемной познавательной модели и историко-культурного подхода для изучения здоровья человека и
культурных традиций его сохранения во взаимосвязи с социоприродными условиями проживания;
-нравственного выбора и принятия обоснованного решения о стратегии действий в условиях экологического риска;
рефлексии и оценки последствий таких действий;
-участия в прениях, дискуссиях, дебатах; общения на переговорной площадке, форуме; позиционирования в роли лица,
ответственного за состояние здоровья окружающих людей и качество окружающей среды;
А также умения:
-находить, проверять тематическую информацию, и использовать ее;
-разрабатывать проект в соответствии с требованиями; принимать обоснованное решение о возможности его реализации в
жизни;
-подчиняться правилам работы в команде, следовать принципам социального партнерства;
-формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу;
-составлять портфолио.
Предметными результатами являются:
Представления:
- о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов;
Традициях ЗОЖ коренных народов местной территории; экологической культуре как способе и результате адаптации в
конкретных социоприродных условиях; целостности телесного и духовного здоровья; индивидуальных особенностях
ресурсов здоровья и здорового образа жизни; источниках информации по вопросам экологии и здоровья; ответственных
организациях, учреждениях и лицах в области экологии и здоровья; стратегиях поведения в условиях опасностей для
здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях;
-о видах загрязнения окружающей среды, их причинах; нормировании качества среды;
умения:
-раскрывать содержание понятий: здоровье, ресурсы здоровья, ЗОЖ, загрязнитель, экологическая безопасность,
экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация;
-приводить аргументы, подтверждающие взаимосвязь телесного и духовного здоровья человека; ЗОЖ человека и его
экологической культуры;
-оценивать ресурсы своего здоровья;
-называть особенности ЗОЖ коренных народов своей местности; отношение к вредным привычкам;
- выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический
мониторинг;
-классифицировать загрязнители по их действию на здоровье; обосновывать способы экологически безопасного поведения и
жизнедеятельности в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях;
-проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности
человека.
2 Содержание учебного курса
Введение (1 час)
Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические,
физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения
информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная
модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения.
Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как
способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья
Раздел 1. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (4 часа)
Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации
на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический
мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные
особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и
здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций,
манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам
экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с
общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной
информации по вопросам экологии и здоровья.
Раздел 2. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов)
Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные).
Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье
человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей
среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы
нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических
ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные
трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного
образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого
питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать
экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья
человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.
Раздел 3.Наш вклад в здоровье окружающей среды (4 часов)
Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз
последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных
интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность
выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства.
Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого
гражданина за свой выбор и принятие решения.
Раздел 4. Экологическая культура как ресурс здоровья (3 часа)
Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное
благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры
экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей,
известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении
современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры.
Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение.
Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны
представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык
публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.
3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение (1 час)
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (4 часа)
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов)
Раздел 4. .Наш вклад в здоровье окружающей среды (4 часов)
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (3 часа)