Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 9 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, Примерной программой внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни». 9 класс авторов Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, Л.И. Колесникова, А.Ю. Либерова, Н.М. Мамедова (М.: Просвещение, 2012) [4]. Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в старшей школе. Программа соответствует стратегической линии развития основного общего экологического образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании экологии в школе. 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Личностные результаты предусматривают: -опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее направлениях; -осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека; -положительную мотивацию к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни. Метапредметными результатами являются:опыт: -применения экосистемной познавательной модели и историко-культурного подхода для изучения здоровья человека и культурных традиций его сохранения во взаимосвязи с социоприродными условиями проживания; -нравственного выбора и принятия обоснованного решения о стратегии действий в условиях экологического риска; рефлексии и оценки последствий таких действий; -участия в прениях, дискуссиях, дебатах; общения на переговорной площадке, форуме; позиционирования в роли лица, ответственного за состояние здоровья окружающих людей и качество окружающей среды; А также умения: -находить, проверять тематическую информацию, и использовать ее; -разрабатывать проект в соответствии с требованиями; принимать обоснованное решение о возможности его реализации в жизни; -подчиняться правилам работы в команде, следовать принципам социального партнерства; -формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу; -составлять портфолио. Предметными результатами являются: Представления: - о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов; Традициях ЗОЖ коренных народов местной территории; экологической культуре как способе и результате адаптации в конкретных социоприродных условиях; целостности телесного и духовного здоровья; индивидуальных особенностях ресурсов здоровья и здорового образа жизни; источниках информации по вопросам экологии и здоровья; ответственных организациях, учреждениях и лицах в области экологии и здоровья; стратегиях поведения в условиях опасностей для здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях; -о видах загрязнения окружающей среды, их причинах; нормировании качества среды; умения: -раскрывать содержание понятий: здоровье, ресурсы здоровья, ЗОЖ, загрязнитель, экологическая безопасность, экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация; -приводить аргументы, подтверждающие взаимосвязь телесного и духовного здоровья человека; ЗОЖ человека и его экологической культуры; -оценивать ресурсы своего здоровья; -называть особенности ЗОЖ коренных народов своей местности; отношение к вредным привычкам; - выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг; -классифицировать загрязнители по их действию на здоровье; обосновывать способы экологически безопасного поведения и жизнедеятельности в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях; -проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека. 2 Содержание учебного курса Введение (1 час) Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения. Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья Раздел 1. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (4 часа) Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья. Раздел 2. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов) Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные). Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья. Раздел 3.Наш вклад в здоровье окружающей среды (4 часов) Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения. Раздел 4. Экологическая культура как ресурс здоровья (3 часа) Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления. 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Введение (1 час) Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (4 часа) Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (5 часов) Раздел 4. .Наш вклад в здоровье окружающей среды (4 часов) Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (3 часа)