Рабочая программа музыка 6 класс

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной
программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д.
Критской, Т.С.Шмагина рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2
поколения.
Рабочая программа по музыке составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя
школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей
программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол
педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.
1.Планируемые результаты
Личностные результаты:
 ценностно – ориентационная сфера:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем
многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
 трудовая сфера:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
 познавательная сфера:
- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
 Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
совместно с учителем.

 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с
помощью учителя.
 Осуществить действия по реализации плана.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
 Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства
ИКТ).
 Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в
ходе оценки и самооценки.
 В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
 Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
 Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в
другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
 Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
 Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственнографической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.

 Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
 Составлять простой и сложный план текста.
 Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
 Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать
аргументами, высказывать собственное суждение)
 Учиться критично относиться к собственному мнению.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя);
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
 Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
 Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
 Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Предметные результаты:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические,
эпические, драматические музыкальные образы;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему
жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов),
напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию
замысла композитора;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и
коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
Выпускник 6 класса научится:
 раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства
музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы)
музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
 понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,
пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
 осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую
деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том
числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
 заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении
домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и
проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

2.Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального
искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.).

Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокальноинструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их
традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки
и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное
музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры
народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.
Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие
музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы. Взаимодействие музыкальных
образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи
Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.;
зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика
национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное
музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее
стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз,
мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь
музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная
музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы.
Музыкальные инструменты и виды оркестров.
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и
музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для
фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской
духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской
духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Музыкальный материал для слушания:
 Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
 Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
 Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
 Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
 Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
 Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
 Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
 Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
 Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
 Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
 Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
 Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
 Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
 Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
 Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
 Жаворонок. М. Глинка / М. Балакирев.
 Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.
 Шестопсалмие (знаменный распев).
 Свете тихий. Гимн (киевский распев).

























Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.
Русские народные инструментальные наигрыши
Во кузнице; Комара женить мы будем (русские народные песни).
Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония - действо (фрагменты). В. Гаврилин.
Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.
В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты) К.
Орф.
Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора.
Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

 Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
 Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
 Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
 Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
 Бог осушит слезы. Спиричуэл.
Музыкальный материал для пения:
 Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
 Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
 Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
 Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
 Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
 Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
 Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
 Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
 Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека,
времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и
симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их
сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные
иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки.
Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия,

баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо
и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Музыкальный материал для слушания:
 Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
 Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
 Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
 Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
 Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
 Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
 Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
 Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
 Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
 Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
 Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
 Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
 Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
 Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
 Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
 Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
 Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
 Ave, verum. В.-А. Моцарт.












Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка
Г. Подэльского.
 Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И.
Дунаевский.
 Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р.
Рождественского.
 Город Нью - Йорк. Блюз.
 Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
 Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
 Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
 Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Музыкальный материал для пения:
 Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
 Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
 Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.






Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона,
русский текст М. Подберезского.

3.Тематическое планирование
№

Раздел (модуль)

I.
1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских
композиторов. Старинный русский романс.
Международный день музыки
Образы песен зарубежных композиторов.
Образы русской народной и духовной музыки. День матери в России
Образы духовной музыки Западной Европы.
Авторская песня: прошлое и настоящее.
Джаз – искусство XX века.
Мир образов камерной и симфонической музыки.
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.
Образы симфонической музыки.
Симфоническое развитие музыкальных образов. Международный женский день
Программная увертюра.

2.
3.
4.
5.
II.
1.
2.
3.
4.

Примерное
количество часов
17
7

2
4
3
1
17
4
2
2
4

5.
6.

Мир музыкального театра.
Образы киномузыки. День Победы
Резерв:
Итого:

3
2
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».