1 1. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты освоения учебного предмета: • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; • составлять личный профессиональный план и уметь изменять его; • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: • развить самостоятельность; • оценить собственные возможности, способствовать овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; • систематизировать, анализировать полученные данные; • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Предметные результаты освоения учебного предмета: • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; • правила выбора профессии; • ориентация в цепочке «хочу»-«могу»-«надо», формула выбора профессии; • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности; • определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; • выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности; соотнесение интересов и способностей с миром профессий; • выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека; • значение творческого потенциала человека, карьеры; • о смысле и значении труда в жизни человека и общества; • о современных формах и методах организации труда; • о рынке труда. 2. Содержание курса 8 класс Введение (3 ч.) Предмет и задачи курса. Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Формы проведения занятий: -урок-лекция; - групповые дискуссии; - беседы. Данный раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование 2 теоретического материала в форме беседы, а также практических заданий в форме сочинения, тестирования. Что я знаю о своих возможностях (11 ч.) Типы нервной системы. Типы темперамента. Роль нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Роль эмоционально-волевых качеств личности. Память. Виды памяти.Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Приемы развития памяти. Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Приемы развития внимания. Мышление. Приемы развития. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Формы проведения занятий: -урок-лекция; - работа в малых группах; - групповые дискуссии; - тренинги; - беседы. Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме беседы, дискуссии и практических работ в виде психологических тестов, упражнений, тренингов. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (4 ч.) Профессиональные интересы и склонности. Способности. Мотивы. Классификация мотивов. Формы проведения занятий: -урок-лекция; - работа в малых группах; - групповые дискуссии; - беседы. Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии с помощью практических заданий в форме бесед, дискуссий, психологических тестов, опросников. Профессиональная пригодность (3 ч.) Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Формы проведения занятий: -урок-лекция; - работа в малых группах; - групповые дискуссии; - беседы. Изучение данного раздела предполагает проведение бесед, проведение практических занятий в форме психологических тестов, опросников, упражнений на развитие координации. Мир профессий и его многообразие (13 ч.) Раздел посвящен изучению классификации профессий, изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма».Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке. Даёт информация о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями. 3 Формы проведения занятий: -урок-лекция; - работа в малых группах; - групповые дискуссии; - ролевые игры; - тренинги; - беседы. Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий.Практические занятия предполагают применение психологических тестов, опросников, экскурсий, ролевых игр. 3. Тематический план 8 класс Раздел Введение Что я знаю о своих возможностях Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе Профессиональная пригодность Мир профессий и его многообразие Итого Кол-во часов 3 11 4 3 13 34 4 5