Рабочая программа ДОП Биолог

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1Пояснительная записка
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
на 31.07. 2020);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» ;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный
проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 №16) ;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р ;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
1

образования детей» ;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневыепрограммы)»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 №
ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
№ 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019)
Направленность: естественнонаучная
Актуальность ДООП «Биолог»:
- даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у
детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов,
подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня;
- направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения
биологических наук, расширение знаний по биологии и экологии,
формирование осознанного отношения к миру живой природы, развитие
интереса к медицинским наукам, повышение образовательного уровня.
- дает возможность учащимся выбрать свой «биологический путь», активно
включаться в поиск новых знаний.
Новизна ДООП «Биолог» заключается в сочетании различных форм работы,
направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с
опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе
экологических, особенностей. Программу отличает то, что в ней предусмотрено
рассмотрение некоторых тем не только по биологии, но и по смежным
2

дисциплинам: экологии, химии, географии. Это обусловлено тем, что знание о
природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и
аспектов. Одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных
процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи
играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической
подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Педагогическая целесообразность. При реализации данной программы,
существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной
литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их
анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У
обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного
выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.
Отличительной особенностью данной образовательной программы
является то, что содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие личности. Обучающиеся могут
включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и
точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в
группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,
вступать в диалог.
Важная особенность программы состоит также в том, что в ходе её
освоения, учащиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о
человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные
связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края. Таким образом, создаётся прочный фундамент для
дальнейшего развития личности.
Адресат программы. В объединение принимаются дети, имеющие
стандартные
знания
по
биологии,
соответствующие
8-9
классу
общеобразовательной школы.
Возраст обучающихся 13-15 лет (8-9 классы)
3

Объём программы – 36 часов.
Срок освоения программы: 1 год (36 часов, 1 час в неделю
продолжительностью 45 минут с учётом каникулярного времени.
Вид программы: модифицированная
Уровень программы – стартовый.
Формы обучения – Обучение в организации осуществляется в очной форме.
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным
планом по интересам, сформированных в группу учащихся разных возрастных
категорий. Состав группы постоянный, занятия групповые, виды занятий по
программе определяются содержанием программы и могут предусматривать:
Лекции – изложение педагогом предметной информации.
Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их
обсуждение.
Дискуссии – постановка спорных
аргументировать свою точку зрения.

вопросов,

Обучающие игры –
обучающей целью.

различных

моделирование

отработка
жизненных

отстаивать

и

ситуаций

с

Презентация – публичное представление определенной темы.
Практическая работа – выполнение упражнений.
Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без
участия педагога.
Творческая работа – подготовка, выполнение и защита творческих проектов
учащимися.
По источнику получения знаний:
1 Словесные.
2 Наглядные:
-демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
-использование технических средств;
-просмотр кино- и телепрограмм;
3 Практические: практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и
решение конфликтных ситуаций и т.д.
По степени активности познавательной деятельности учащихся используются
методы : объяснительный, иллюстративный, проблемный,
частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
4

Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии
При реализации данной программы используются информационнокоммуникационная, проектная, кейс-технология, технология проблемного
обучения, игровые технологии.
Режим занятий: 1 академический час в неделю (45 минут).
1.2 Цели и задачи
Цель программы: развитие индивидуальных способностей , самореализация
личности учащихся на основе формирования устойчивого интереса к ряду
биологических наук, познавательной и исследовательской деятельности в
процессе приобретения представлений о взаимосвязях в природе и в системе
человек – природа.
Задачи программы:
I.
Образовательные (предметные):
- Сформировать представление о единстве органического мира , целостности
природы.
- Сформировать понимание учащимися многосторонней ценности природы для
общества и человека, убежденность в необходимости охраны природы и ее
изучения;
- Расширить представления учащихся о строении систем органов и отдельных
органов в связи с их функцией;
- Углубить знания о регуляции работы отдельных органов в организме;
- Закрепить общебиологические понятия на основе связи строения с функцией,
зависимости строения организма от условий обитания.
- Отработать навыки физиологического наблюдения и эксперимента. уметь
осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет.
- Выработать умение высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи.
II.

Развивающие (метапредметные):

5

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной
и практической деятельности:
- уметь работать с различными видами информации, уметь сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
-осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению
более
высоких результатов.
-уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с
педагогом;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
III Воспитательные (личностные) :
- формировать положительное отношение к исследовательской деятельности;

- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентировать понимания причин успеха в исследовательской деятельности.
- формировать эстетические потребности и чувства, художественно творческого мышления, наблюдательности, фантазии;
- формировать ответственность, самокритичность, самоконтроль;
- воспитывать умение рационально строить самостоятельную деятельность;
- воспитывать умение грамотно оценивать свою работу, находить её
достоинства и недостатки;
- воспитывать умение доводить работу до логического завершения.
- формировать личностные качества: аккуратности, внимательности,
целеустремленности;
1.3 Воспитательный потенциал программы
Воспитательный потенциал программы заключается в том, что при ее
реализации, у обучающихся возникает интерес к биологии, расширяется
кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат –
участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научноисследовательских конференциях.
В ходе изучения программы у учащихся реализуется здоровье-сберегающее,
этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, гражданско-патриотическое,
правовое воспитание, что способствует формированию гармоничной и
всесторонне развитой личности.

6

1.4 Содержание программы
Учебный план
Всего
Аудиторные
часы
часов
Теори Практ
я
ика

№

Наименование
раздела/темы

1

Введение. Биология
как наука о живой
природе.

1

2.

Ботаника

5

2

3

Защита проектов,
практическая работа

3.

Зоология

12

4

8

Практическая
работа, викторина

4.

Анатомия человека

10

3

7

Выступление с
докладом, конкурс,
практическая работа

5.

Общая биология

3

1

2

Устный опрос

6.

Эволюция
органического мира

2

-

2

Практическая
работа

7

Основы экологии

3

-

3

Практическая
работа,
самостоятельная
работа.

8.

Итого

36

11

25

1

-

Форма
аттестации/контро
ля

Тестирование,
устный опрос

7

Содержание учебного плана.
Раздел 1. Введение. Биология как наука о живой природе. (1ч.- теория)
Объект изучения биологии–живая природа. Отличительные признаки живой
природы. Контроль- тестирование, устный опрос.
Раздел 2. Ботаника. (5 часов: 2ч. - теория, 3ч. - практика)
Теория.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Биологические
особенности бактерий. Размножение бактерий. Классификация бактерий.
Грибы. Особенности строения клеток грибов. Особенности жизнедеятельности,
распространённость и экологическое значение. Размножение грибов. Низшие и
высшие грибы. Классификация грибов. Ботаника.
Строение растительной
клетки и ее органоидов. Выполняемые ими функции. Общая характеристика
царства растений. Систематика растений. Многообразие форм, широкое
распространение. Отличительные признаки от других групп эукариотических
организмов. Систематика цветковых растений. Отдел цветковые. Органы
цветковых
растений.
Сравнительная
характеристика
клеток
всех
представителей царств живой природы.
Практика :
Лабораторная работа №1 «Изучение строение грибов»
Практическая работа№1 « Сравнение строения клеток грибов , растений,
бактерий»
Подготовка и защита презентаций по темам раздела на выбор.
Контроль- практическая работа, защита проектов.
Раздел 3. Зоология. (12 часов: 4ч. - теория, 8ч. - практика)
Теория.
Общая характеристика царства животных. Особенности строения и
жизнедеятельности животных, отличающие их от других живых организмов.
Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов
организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного
организма. Роль животных в биосфере. Принципы классификации животных:
одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, хордовые. Подцарство
Одноклеточные или Простейшие. Роль простейших в природе и в жизни
человека. Подцарство Многоклеточные организмы. Общая характеристика.
Роль в биосфере и экосистеме. Плоские черви. Общая характеристика. Круглые,
плоские, кольчатые черви. Тип моллюски. Общая характеристика. Особенности
8

строения, жизнедеятельности. Тип хордовые. Общая характеристика типа
хордовых. Общая характеристика рыб. Класс земноводные. Общая
характеристика земноводных. Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика
класса пресмыкающиеся. Особенности строения, жизнедеятельности. Класс
птицы. Общая характеристика. Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения, развития птиц. Класс млекопитающие. Общая характеристика.
Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов.
Практика:
Лабораторная работа № 2 « Изучение усложнения систем жизнеобеспечения у
беспозвоночных животных»
Лабораторная работа №3. Основные отличия насекомых разных отрядов.
Лабораторная работа № 4 «Изучение строения рыбы»
Лабораторная работа № 5 « Определение сходства и отличий земноводных и
пресмыкающихся»
Лабораторная
работа
№
6«Отличительные
особенности
класса
Млекопитающих»
Практическая работа 2 «Определение животных класса Земноводные»
Практическая работа 3 «Определение отличительных черт представителей
класса Птицы»
Практическая работа 4 «Создание альманаха «Ядовитые животные Крыма»
Контроль- практическая работа, викторина.
Раздел 4. Анатомия человека. (10 часов: 3ч. -теория, 7ч. - практика)
Теория. Анатомии и физиологии человека. Цели и задачи предмета. Методы
изучения строения и функций организма человека. Краткая история развития
анатомии и физиологии. Понятие о здоровом образе жизни. Происхождение
человека и этапы исторического развития. Место человека в системе живого.
Особенности человека как социальной сущности. Охрана здоровья человека.
Интеграция наук, изучающих природу человека. Современное представление о
гуманистике. Общий обзор строения и функций организма. Ткани организма
человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Свойства и
функции тканей. Особенности тканей. Органы и системы органов. Целостность
организма человека. Согласованность функций системы органов в организме
человека. Строение и функции опорно- двигательной системы человека.
Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение.
Строение и функции кровеносной системы человека. Строение сердца.
Строение и функции дыхательной системы человека. Строение и функции
9

пищеварительной и выделительной систем человека. Обмен веществ. Белки,
жиры, углеводы, витамины. Строение и функции нервной системы человека.
Органы чувств. Развитие и размножение человека.
Практика :
Лабораторная работа № 7 « Строение тканей человека»
Лабораторная работа № 8 « Строение скелета человека»
Лабораторная работа № 9 «Пищеварение в ротовой полости и желудке»
Лабораторная работа № 10 «Определение органов выделения»
Практическая работа 5«Определение ЧСС, скорости кровотока».
Практическая работа 6 «Определение артериального давления крови»
Практическая работа 7 «Оказание первой помощи при обмороках и
кровотечении»
Контроль- практическая работа, конкурс, выступление с докладом.
Раздел 5. Общая биология. (3часов: 1ч. -теория, 2ч. - практика)
Признаки живого. Уровни организации живой материи. Химический состав
клетки. Неорганические вещества. Химический состав клетки. Органические
вещества. Клеточная теория. Фотосинтез и хемосинтез. Энергетический и
пластический обмены. Митоз. Мейоз. Закономерности явлений законов
наследственности. Законы Менделя. Генетика и селекция. Многообразие сортов
растений и пород животных, методы их выведения.
Практика:
Лабораторная работа № 11 «Роль ферментов в биохимических реакциях».
Лабораторная работа № 12 «Митотическое деление клеток».
Контроль – устный опрос.
Раздел 6. Эволюция органического мира. (2ч - практика)
История эволюционных идей. Развитие жизни на Земле. Антропогенез.
Практика:
Практическая работа 8 «Определение особенностей эр и периодов по
геохронологической таблице»
Практическая работа 9 «Определение ароморфозов и идиоадаптаций у
различных групп живых организмов»
Контроль- практическая работа.
Раздел 7. Основы экологии. (3ч. - практика)
Экология, как наука. Экологические факторы: биотические, абиотические,
антропогенные.
Биологический
оптимум.
Ограничивающий
фактор.
10

Экосистемы. Естественные и искусственные экосистемы. Биосфера. Понятие о
ноосфере. Глобальные экологические проблемы.
Практика:
Лабораторная работа №13 «Вид и его критерии»
Лабораторная работа №14 «Цепи питания обитателей различных экосистем».
Практическая работа №10 «Создание виртуальной экскурсии «Природные
биогеоценозы. Сезонные изменения. Последствия деятельности человека»
Контроль - практическая работа, самостоятельная работа.
1.5 Планируемые результаты освоения ДООП «Биолог»
Предметные
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные
признаки живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов
и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов
(обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности
организма;
приводить
доказательства
(аргументация)
родства
человека
с
млекопитающими животными, взаимосвязи человека и окружающей среды;
- определять зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды,
необходимости защиты окружающей среды;
- соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных
и простудных заболеваний;
- классифицировать— определять принадлежность биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе;
- определять родство, общность происхождения и эволюции растений и
животных (на примере сопоставления отдельных групп), роли различных
организмов в жизни человека;
- понимать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы,
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различать на таблицах части и органоиды клетки, органы и системы органов,
на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы
11

органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и
классов,
наиболее распространенных растений и домашних животных,
съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения
понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции,
сравнивать разные
точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
12

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий,
умение
отличать
недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять
двусмысленность;
Личностными результатами освоения программы является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейно-нравственных,
культурных,
гуманистических и эстетических
принципов и норм поведения.
Изучение биологии по программе обуславливает достижение следующих
результатов личностного развития:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-реализация установок здорового образа жизни;
-сформированость познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического
отношения к живым объектам;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности в
лаборатории; способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
окружающим миром;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в коллективе.

13

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.
1. Продолжительность
средняя школа»
начало учебного года
01 сентября

учебного года

в МБОУ

«Виноградовская

конец учебного года продолжительность
учебного года
30 мая
36 недель

2. Сроки реализации программы
Сроки
Дата начала Дата
окончания
реализаци обучения
обучения
и
по
по программе
программе
1 год
01 сентября
по мере реализации
программы

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во
учебных
часов в
год
36

3. Режим занятий. Режим работы в период школьных каникул
Режим занятий
Режим работы в период школьных
каникул
Занятия проводятся 1 раз Занятия проводятся в течение всего года,
в
неделю,
их включая осенние и весенние каникулы.
продолжительность
В период летних школьных каникул занятия
составляет
могут проводиться по утвержденному
1 академический час
расписанию, составленному на период летних
(45 минут)
каникул в форме учебных занятий, мастерклассов,
экскурсий,
тематических
мероприятий.

14

15

Уровень: стартовый

Меся
ц

февраль

март

апрель

май

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

4

4

4

4

3

4

4

1

1

1

1

1

1

1

1

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов на одну группу

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практическая работа

1

Устный опрос

1

Конкурс

1

Выступление с докладом

1

Практическая работа

1

Викторина

1

Практическая работа

Практическая работа

Тестирование, устный
опрос.

Аттестация/ формы
контроля

1 1 1 1

Защита проектов

1 1 1 1

Колво
часо
вв
месяц
(гр.)

1

июн
ь

34 35

36

1

4

Колво
часо
вв
неделю
(гр.)

4

январь

1

1

1

Практическая работа

6 7 8 9

декабрь

Самостоятельная работа

2 3 4 5

Колво
учебн
ых
недел
ь

1

группа: 13-15 лет
2 полугодие

1
полугодие
октябрь
ноябрь

сентябрь

год обучения: 2022/2023

2.2Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации образовательной программы необходимо
квалифицированное кадровое обеспечение:

лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее
профессиональное образование в рамках иного направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим
программам,
дополнительным
предпрофессиональным
программам,
реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение при необходимости после трудоустройства дополнительного
профессионального образования по направлению подготовки «Образование и
педагогические науки»;

лицо, обучающееся по образовательным программам высшего
образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим
направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно
прошедшее промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Педагог, реализующий программу, должен регулярно проходить курсы
повышения квалификации.
Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства обучения:
Персональный компьютер – рабочее место учителя.
Принтер.
Телевизор.
Столы для учащихся
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Набор таблиц по биологии человека.
Набор таблиц по общей биологии.
Набор таблиц по ботанике.
Микроскоп световой.
17

Модели: скелет человека, череп человека, сердце человека, головной мозг,
сердце.
Рельефные модели: внутренние органы человека, строение почки и нефрона.
Информационное обеспечение– аудио-, видео-, фото-, интернет-источники;
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования
Методическое обеспечение образовательной программы
В зависимости от уровня подготовленности учащихся, можно использовать
следующие виды учебных занятий: передача знаний; закрепление полученных
знаний; практические занятия.
Наиболее
распространенными
в
практике
преподавания
являются
комбинированные занятия, включающие в себя несколько разных видов.
На занятиях по программе используются различные методы обучения:
- словесные методы – беседа, лекция, инструктаж;
- наглядные методы – демонстрация на занятиях различных схем, рельефных
таблиц, моделей, микропрепаратов, тренажеров для оказания первой
неотложной помощи, скелета человека, презентаций РР, мультимедийные
учебные издания;
- практические методы – практические и лабораторные работы; объяснительноиллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Формы организации образовательного процесса – индивидуальногрупповая, групповая.
Формы организации учебного занятия – лекции, беседы, диспуты, игры,
лабораторные и практические занятия, презентации, контроль знаний.

Педагогические технологии

18

проблемного обучения – учащиеся самостоятельно находят пути решения
той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт,
творческую активность;
 дифференцированного обучения – используется метод индивидуального
обучения;
 личностно-ориентированного
обучения –
через самообразование
происходит развитие индивидуальных способностей;
 развивающего обучения – учащиеся вовлекаются в различные виды
деятельности;
 игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом,
происходит закрепление пройденного материала (различные конкурсы,
викторины и т.д.);
 здоровьесберегающие технологии - проведение физкультурных минуток,
пальчиковой гимнастики во время занятий, а также беседы по правилам
дорожного движения, «Минуток безопасности» перед уходом учащихся домой.
Алгоритм учебного занятия


№ Этап занятия
1 Организационный

2
3

4
5

Деятельность
Организация начала занятия, приветствие, создание
психологического настроя на занятие и активизация
внимания
Подготовительный Разминка, опрос по пройденным темам
Основной
Объяснение теоретического материала
Выполнение практических заданий
Физкультминутка
Итоговый
Закрепление пройденного, подведение итогов работы
каждого ребёнка
Рефлексивный
Самооценка учащимися своей работоспособности,
психологического состояния, причин некачественной
работы, результативности работы.

Дидактические материалы – раздаточный материал (схемы, таблицы),
педагогический рисунок, инструкционные и технологические карты.
19

2.3 Формы аттестации и контроля.
Система отслеживания
и
детей проходит через их участие в:

устных опросах;

оценивания



тестированиях;



самостоятельных работах;



практических работах;



выступлениях с докладами;



защитах проектов;

результатов обучения


конкурсах, викторинах.
Входной контроль – проводится с целью изучения отношения ребенка к
выбранной деятельности, его способностей и достижений в этой области,
личностных качеств ребенка. Входной контроль заключается в устном опросе и
тестировании для выявления стартовых знаний.
Текущий контроль – проводится в течение года по окончании изучения
темы в форме самостоятельных работ, а также участия детей в ежегодных
конкурсах и выставках работ, выступления с докладами.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения раздела,
с целью изучения динамики освоения ребенком предметного содержания в
форме проектной работы с использованием полученных знаний.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с
целью определения изменения уровня способностей каждого ребенка.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
готовые работы, фотоматериалы, дипломы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
готовые работы, мастер-классы, конкурсы, выставки.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов –
материалы тестирования, фотоматериалы, видеозапись, аналитический
материал.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов –
открытое занятие, аналитическая справка, итоговый отчет, научнопрактическая конференция, поступление выпускников в профессиональные
образовательные организации по профилю.
20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся и родителей.
1. Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С., Сергеев Б.Ф.
Биология: Человек: Учебник для 9-го класса общеобразовательных
учебных заведений. - М.: Просвещение, 1994 - 240 с.
2. Бекиш О.-Я. Л., Гурина Н.С. Пособие по биологии для абитуриентов
медицинских институтов. – Минск: Высшая школа, 1991 - 383 с.
3. Биркенблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии
человека и животных: Эксперимент. Учебное пособие - М.: МИРОС,
1995-176 с. (с списком цитируемой и рекомендуемой литературы).
4. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Тесты, вопросы и задания (Биология). М.: Московский лицей, 1997 - 120 с.
5. Медников Б.М. Аксиомы биологии.
6. Сидоров Е.П. Анатомия и физиология. Для поступающих в Вузы.
Вопросы экзаменатора. Структурированный конспект. - М.: Уникумцентр, 1997
Для преподавателя
1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988 - 671 с.
2. Кириленко А.А., Колесников С.И., Даденко Е.В. Подготовка к ОГЭ-2016
9 класс, - Р.-н.-Д.: Легион, 2016 – 460 с.
3. Николаев Л.А. Химия жизни. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,
1973 - 222с.
4. Русин В.Я., Хрусталева Т.Н., Матвиенко Н.Н. Контрольные тесты по
курсу «Человек и его здоровье» - Ярославль, 1994 - 174 с.
Электронные ресурсы
1. https://www.youtube.com/?hl=ru&gl=RU
2. https://infourok.ru/user/kotlyar-irina-viktorovna
3. https://onlinetestpad.com/ru/tests
4. https://vk.com/biology_teacher
5. https://videouroki.net/blog/
6. https://www.yaklass.ru/search#gsc.tab=0
Информационное обеспечение
- интернет – источники.
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».