1 Данная программа реализует Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования (базовый уровень) и Программу по русскому языку для5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой.—М.: «Просвещение»,2022). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 136 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системнодеятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г. Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Русский язык» Личностные: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому предмету, гордость за него; 3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные: 1. Владение всеми видами речевой деятельности; 2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; 3. Коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи. Предметные: 1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения; 2 2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования; 3. Владение всеми видами речевой деятельности; 4. Усвоение основ научных знаний о русском языке; 5. Освоение базовых понятий лингвистики; 6. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста; 7. Осознание эстетической функции русского языка Содержание учебного предмета Введение (13 ч) Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет Функциональные разновидности языка Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. Причастие (30ч) Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. 3 Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Морфологический разбор причастий. Правописание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. Деепричастие (19ч) Понятие о деепричастии Деепричастный оборот. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Наречие (22ч) 4 Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О(-Е) Морфологический разбор наречия. Н и НН в наречиях на –О (-Е) Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Предлог (12ч) Предлог как часть речи. Предлоги производные и непроизводные . Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Употребление предлогов. 5 Морфологический разбор предлога. Союз (12ч) Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза. Частица (17ч) Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ. Разграничение частиц НЕ и НИ. Междометие (2ч) 6 Междометие. Морфологический разбор междометия. Повторение (9 ч). Тематический план № п/п Разделы программы Часы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. «Международный день распространения грамотности 08.09. Морфология. Причастие. «Международный день учителя» 05.10. Деепричастие. «355 лет со дня рождения английского писателя Джонатана Свифта(1667-1745) 30.11. Наречие. «Международный день кино» 28.12. Служебные части речи Предлог. «День детского кино» 08.02. Союз. «200-летие со дня рождения К.Д.Ушинского» 03.03. Частица. « 115 лет со дня рождения писательницы Веры Васильевны Чаплиной (1908-1994) 24.04. Междометие. « 175 лет со дня рождения художника – иллюстратора Виктора Михайловича Васнецова (18481926) 03.05. Повторение . «День Славянской письменности и культуры» 24.05. Итого 136 Количество часов Развитие речи 13 3 Контрольные работы 1 71 30 19 19 5 8 3 1 1 22 43 12 12 17 6 13 4 1 6 1 3 1 1 1 2 - - 9 2 1 136 37 8 7 8