Рабочая программа Практикум по русскому языку 8 класс

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Требования к результатам освоения ООП ООО
(ФГОС ООО)
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде;
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
Формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(уточнение и конкретизация)
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
 историко-географический образ, включая представление о территории и
границах России, еѐ географических особенностях, знание основных
исторических событий развития государственности и общества; знание
истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
 образ социально-политического устройства — представление о
государственной организации России, знание государственной символики
(герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей
гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений;
 знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах
России;
 освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного
наследия;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера морали;
 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
 экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ
проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут

3

позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности
в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
Формирование
основ
экологической
культуры
соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;

сформированы:
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну;
 уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
 уважение к личности и еѐ достоинствам, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при
их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут
сформированы:
 готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в
пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в
детских и молодѐжных общественных организациях, школьных и
внешкольных мероприятиях);
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
 умение строить жизненные планы с учѐтом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
4

Развитие
эстетического
сознания
через
освоение
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
художественного наследия народов России и мира, творческой функции познавательного мотива;
деятельности эстетического характера.
 готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учѐта позиций участников дилеммы,
ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
 эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
Регулятивные универсальные учебные действия
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и Выпускник научится:
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
своей познавательной деятельности;
практической задачи в познавательную;
Умение самостоятельно планировать пути достижения  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
наиболее эффективные способы решения учебных и  планировать пути достижения целей;
познавательных задач;
 устанавливать целевые приоритеты;
Умение соотносить свои действия с планируемыми  уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
процессе достижения результата, определять способы действий
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
в рамках предложенных условий и требований, корректировать результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
произвольного внимания;
Умение оценивать правильность выполнения учебной
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
5

задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области
использования
информационно-коммуникационных
технологий (далее - ИКТ компетенции), развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;
Формирование и развитие экологического мышления,
умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.

вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по
ходу его реализации;
 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на
пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
6

 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
не враждебным для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнѐром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь
убеждать;
 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих
чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать отличные от собственной позиции других
людей, в сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
7

 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций
всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение
цели в совместной деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания
к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
 в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и
позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
8

 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 осуществлять логическую операцию установления родовидовых
отношений, ограничение понятия;
 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от
видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к
понятию с большим объѐмом;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
 строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;
 работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений,
понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении,
образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
9

 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
 сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
 осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с
его смыслом средствами текстового редактора;
 создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе
нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое
резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
 использовать средства орфографического и синтаксического контроля
русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
 создавать текст на иностранном языке с использованием слепого
десятипальцевого клавиатурного письма;
 использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку
аудиозаписей.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
 выступать с аудио-видео-поддержкой;
 использовать возможности электронной почты для информационного
обмена;
 осуществлять образовательное взаимодействие в информационном
пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение
заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы,
формирование портфолио);
10

 соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
 работать в группе над сообщением;
 участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
 взаимодействовать с партнѐрами с использованием возможностей
Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
 использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете,
поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать
результаты поиска;
 использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги
для поиска необходимых книг;
 искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять
базы данных, в частности использовать различные определители;
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете в ходе
учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой
проблеме;
 выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой
проблеме;
 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путѐм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
 использовать такие естественнонаучные методы и приѐмы, как
наблюдение, постановка проблемы;
 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
11

средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
 видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении
научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
 самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный и социальный проект;
 использовать догадку, озарение, интуицию;
 использовать такие естественнонаучные методы и приѐмы, как
абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с
другими известными фактами;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
 использовать некоторые приѐмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного,
оригинальность;
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из
текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой
12

на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в
тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять
части графика или таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных
видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на
полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы
специального текста; выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять
разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определѐнной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информации и еѐ осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения;
 преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить
от одного представления данных к другому;
13

Предметные результаты
1) совершенствование

различных

видов

устной

 интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключѐнную в
тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в
подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных
посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную
в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в
защиту своей точки зрения.
 откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и
его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и
свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой
или конфликтной ситуации.
Предметные результаты
и
Выпускник научится:
14

письменной речевой деятельности (говорения и аудирования,
чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета; умение
различать монологическую, диалогическую и полилогическую
речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего,
ознакомительного,
просмотрового)
и
содержательной
переработки прочитанного материала, в том числе умение
выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать
средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным
пониманием, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов
различных
функционально-смысловых
типов
речи
(повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка, осуществление информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и
письменной форме, а также умение характеризовать его с
точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые
высказывания с точки зрения их эффективности, понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь
объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения
точного,
уместного
и
выразительного
словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной
речи, разговорной и книжной речи;

 владеть навыками работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки
прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)
и информационной переработки текстов различных функциональных
разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка;
 создавать устные монологические и диалогические высказывания разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка (стилю);
 проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам,
слова по заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения
при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать
15

умение создавать различные текстовые высказывания в
соответствии с поставленной целью и сферой общения
(аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение,
аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности в
процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для
планирования и регуляции собственной речи; для выражения
своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и
письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать
культуру использования русского литературного языка,
оценивать свои языковые умения и планировать их
совершенствование и развитие;
3)
использование
коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов
выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса
(звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая
метафоры,
гипербола,
олицетворение,
сравнение;
сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы,
омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в
речи;
корректное и оправданное употребление междометий для
выражения эмоций, этикетных формул;
использование
в
речи
синонимичных
имен
прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке,
его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней

морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на
его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического
анализа слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов,
построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение,
гипербола, олицетворение);
 отличать слова от других единиц языка; опознавать самостоятельные и
служебные части речи и их формы;
 анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной
части речи;
 проводить морфологический анализ слова;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
 находить грамматическую основу предложения;
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения
структурной
и
смысловой
организации,
функциональной
предназначенности;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры, распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 проводить синтаксический анализ;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться
на
фонетический,
морфемно-словообразовательный
и
морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари и справочники по правописанию
для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
16

и

единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных)
служебных частей речи и их форм по значению и основным
грамматическим признакам;
распознавание
существительных,
прилагательных,
местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их
морфологических признаков, умение различать
слова
категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их
морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных
разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение
грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов
анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение
фонетического,
морфемного
и
словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа
структуры слова), лексического, морфологического анализа
слова,
анализа
словообразовательных
пар
и
словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения,
определение синтаксической роли самостоятельных частей
речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков
текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые
слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать
композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление
на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений
многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы

 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
 опознавать основные выразительные средства языка;
 извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и
справочников;
 писать доклады, рефераты, тезисы, статьи, рецензии, интервью, очерки,
доверенности, резюме;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
 устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.

17

употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение
различать
словообразовательные
и
формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных
и служебных частей речи; характеристика общего
грамматического значения, морфологических признаков
самостоятельных частей речи, определение их синтаксической
функции;
опознавание
основных
единиц
синтаксиса
(словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения,
определение главного и зависимого слова в словосочетании,
определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и
эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространенных и нераспространенных
предложений, предложений осложненной и неосложненной
структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения,
однородных членов предложения, обособленных членов
предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного
предложения, сложных предложений с различными видами
связи, выделение средств синтаксической связи между частями
сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи,
принадлежности текста к одному из них и к функциональной
разновидности языка, а также создание текстов различного
типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и
18

грамматических средств связи предложений в тексте, а также
уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного
запаса,
расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем
общения:
умение использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и
письменного
речевого
высказывания,
осуществлять
эффективный и оперативный поиск на основе знаний о
назначении различных видов словарей, их строения и способах
конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения
необходимой информации, прежде всего - для определения
лексического значения (прямого и переносного) слова,
принадлежности к его группе однозначных или многозначных
слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользование
орфоэпическими,
орфографическими
словарями для определения нормативного написания и
произношения слова;
использование
фразеологических
словарей
для
определения значения и особенностей употребления
фразеологизмов;
использование
морфемных,
словообразовательных,
этимологических
словарей
для
морфемного
и
словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов,
антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными, стилистическими),
19

нормами речевого этикета; приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных
высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию,
овладение
основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов
с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и
умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в
конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение
основных
орфоэпических
правил
современного русского литературного языка, определение
места ударения в слове в соответствии с акцентологическими
нормами;
выявление смыслового, стилистического различия
синонимов, употребления их в речи с учетом значения,
смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное
изменение
форм
существительных,
прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при
согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых
имен существительных и аббревиатур, при употреблении
предложений с деепричастным оборотом, употреблении
местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение
видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном
тексте

20

2. Содержание учебного предмета
8 класс
1. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания (1 ч.).
2. Построение сжатого изложения (3 ч.)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
3. Стилистика русского языка (1 ч.)
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения.
4. Нормы русской орфографии (2ч.)
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации
орфографических норм.
5. Морфемика и словообразование (1 ч.)
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как
словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
6. Морфология ( 1 ч.)
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
7. Синтаксические и пунктуационные нормы (5 ч.)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнѐнное предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнѐнном предложении. Знаки
препинания в сложносочинѐнном предложении. Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных
норм.
8. Построение сочинения-рассуждения (3 ч.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие
правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

21

3.

№
урока
1
2

Тематический план

Название раздела, темы

Кол-во
часов
1
3

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.
Построение сжатого изложения.

3

Стилистика русского языка

1

4

Нормы русской орфографии.

2

5
6
7

Морфемика и словообразование.
Морфология
Синтаксические и пунктуационные нормы.

1
1
5

8

Построение сочинения-рассуждения.

3
Итого

17

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».