Рабочая программа биология 9 класс

1

Рабочая программа по биологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
2

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.3
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
3

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.4
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
2. Содержание учебного предмета
4

Общие биологические закономерности
Биология в системе наук – 2ч
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и
использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные
признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных
объектов.
Основы цитологии – науки о клетке – 10ч
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная
оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организма. Деление клетки —
основа размножения, роста и развития организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава
организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых
организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у
растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность
организмов к условиям среды.
Лабораторная работа№1 «Строение клеток»
5

Размножение и индивидуальное развитие ( онтогенез) организма – 5ч
Самовоспроизведение. Бесполое размножение. Виды бесполого размножения: размножение делением, спорами, вегетативное размножение.
Митоз и его биологическое значение Половое размножение. Типы полового процесса. Мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение
и его особенности. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Типы онтогенеза у животных:
личиночный, яйцекладный, внутриутробный. Эмбриогенез. Постэмбриональное развитие. Влияние факторов внешней среды на развитие
зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Адаптации
Основы генетики – 10ч
Генетика — одна из важнейших отраслей биологической науки. Понятие о наследственности и изменчивости. История развития генетики
Методы исследования наследственности: цитогенетический, биохимический, гибридологический. Гибридизация. Фенотип и генотип.
Чистые линии. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон чистоты гамет. Аллельные гены. Схемы скрещивания. Алгоритм решения
генетических задач. Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория наследственности. Наследование, сцепленное с полом.
Генотип как целостная система. Изменчивость: генотипическая, фенотипическая. Генотипическая изменчивость. Мутационная
изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость и её причины. Эволюционное
значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и
проявлять особенности фенотипической изменчивости. Норма реакции
Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Лабораторные работы №2«Описание фенотипов растений», Лабораторные работы №3«Изучение модификационной изменчивости и
построение вариационной кривой»
6

Генетика человека - 3 ч
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, метод анализа ДНК.
Родословная. Генетическое разнообразие человека. Медико-генетическое консультирование. Мутагенные факторы. Нежелательность
близкородственных браков. Генетические заболевания человека
Практическая работа № 2«Составление родословных»
Основы селекции и биотехнологии 3 ч
Основные задачи и методы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции. Центры происхождения культурных растений и
животных. Сущность и значение биотехнологий, достижения и перспективы развития отрасли биологии. Этические аспекты развития
некоторых направлений биотехнологии.
Эволюционное учение -15 ч
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция
как единица эволюции. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и
искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Лабораторная работа №4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Возникновение и развитие жизни на Земле -4 часа
7

Гипотезы и теории о происхождении жизни: креационизм, панспермия, самопроизвольное зарождение, биохимическая эволюция А.И.
Опарина. Этапы развития органического мира: химический, предбиологический, биологический. История развития органического мира,
геохронологическая шкала.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (15ч)
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, её основные
компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная
экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в
биогеоценозах. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Структура биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для
сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их
влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.
Практическая работа № 3 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».
Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
Лабораторная работа №5«Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания».Лабораторная работа №6 «Строение
растений в связи с условиями жизни»Лабораторная работа №7 «Описание экологической ниши организма»Лабораторная работа №8
«Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума»
Повторение 1 час
8

3. Тематическое планирование
(68 часов, 2 часа в неделю)
№
п/п
1

Наименование темы
Биология в системе наук.
Основы цитологии — науки о клетке.

2

Значение науки в современном мире.

3

Размножение и индивидуальное развитие

часов
2

Лабораторных работ

10

Количество
Практических работ

1

-

2

1

контрольных работ
1

5

(онтогенез) организмов. Традиции
мультикультурного государства.
4

Основы генетики. Здоровье – высшая

10

ценность.
5
6

Генетика человека. Здоровье – высшая

3

1

1

ценность.
Основы селекции и биотехнологии.

3

Достижения отечественных
селекционеров.
7

Эволюционное учение. Воспитание любви

15

1

к природе.
8

9

Возникновение и развитие жизни на

4

Земле. Воспитание любви к природе.
Взаимосвязи организмов и окружающей

15

4
9

2

1

среды.
Экологические беседы.
Повторение
ИТОГО:

1

68

8

10

4

3

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».