Рабочая программа биология 8 класс

1

Рабочая программа по биологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа» (протокол
педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания МБОУ
«Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.) утверждённой
приказом № 190 от 15.08.2022г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
2

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.3
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
3

потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.4
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
2. Содержание учебного предмета
Введение в науки о человеке. Общий обзор организма человека. - 7 ч

4

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс
наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходство и различия человека и животных. Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы.
Клетка — основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани,
органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма
(кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Лабораторная работа №1 Изучение микроскопического строения тканей организма человека
Опора и движение. Внутренняя среда организма.Кровообращение– 16 ч
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свёртывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на
иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца.
Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Виды кровотечений, приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
5

Лабораторная работа №2 Изучение микроскопического строения кости
Лабораторная работа № 3 Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека
Лабораторная работа №4 Микроскопическое строение крови
Практическая работа №1 Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц
Практическая работа №2 Измерение кровяного давления
Системы жизнеобеспечения- 20 ч
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Лёгочные объёмы. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена
дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ро- 16 товой
полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в
тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в
толстом кишечнике. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ.
Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы.
Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды.

6

Выделение продуктов обмена. Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.
Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Покровы тела человека. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приёмы оказания первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Лабораторная работа №5 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Лабораторная работа №6 Определение частоты дыхания
Практическая работа №3 Определениеэнергозатрат организма (задачи по калорийности)
Регуляция процессов жизнедеятельности. Анализаторы. 17 ч
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая,
соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.
Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная
асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны,
их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа,
надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желёз.
Органы чувств. Анализаторы. Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение.
Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух.
Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
7

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и
условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность
к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер, одарённость. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека.
Лабораторная работа №7 Изучение строения головного мозга
Практическая работа № 4 Выявление объема смысловой, кратковременной и точности зрительной памяти.
Практическая работа №5 Определение типа темперамента.
Размножение и развитие человека. Человек и окружающая среда. – 6 ч
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании
семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём, и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя,
несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая
среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая
характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в
8

опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей
среды.
Повторение – 2 ч
3. Тематическое планирование
(68 часов, 2 часа в неделю)
№
п/п

Наименованиетемы
Введение в науки о человеке. Общий

1

обзор организма человека. Здоровый

часов

Лабораторных работ

7

1

Количество
Практических работ
-

контрольных работ
-

образ жизни – наш выбор.
Опора и движение. Внутренняя среда
2

16

3

организма. Кровообращение. Спорт – ты

2

1

жизнь.
3

4

Системы жизнеобеспечения. О здоровом

20

2

питании.
Регуляция процессов жизнедеятельности.

17

1

Анализаторы. Здоровье человека – высшая
ценность.

5
6

Размножение и развитие человека.
Человек
и
окружающая
среда.
Экологические минутки.
Повторение

6
2
9

1

2

1

1

Всего

68

7

10

5

3

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».