Рабочая программа биология 7 класс

1

Рабочая программа по биологии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.
Рабочая программа по биологии для 7 класса соответствует нормативно-правовому обеспечению преподавания предмета.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию,
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование толерантности и миролюбия;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
 формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
2

 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения

в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные:
Регулятивные УДД
 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, ставить цель деятельности на основе определенной
проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения,
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи, составлять план
решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования), определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности,
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, сверять свои действия с целью и,
при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

3

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УДД
 умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
 сравнивать, классифицировать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки,
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности, делать вывод,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
 определять свое отношение к природной среде, анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов,
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды, выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями, соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные УДД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
4

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
 определять возможные роли в совместной деятельности, играть определенную роль в совместной деятельности, принимать позицию
собеседника, определять свои действия и действия партнера, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, организовывать
учебное взаимодействие в группе;
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства, представлять в устной или письменной форме
развернутый план собственной деятельности, использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления, использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством
учителя;
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ, использовать информацию с учётом этических и правовых норм, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметными результатами обучения биологии являются:
Ученик научится:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов

животных;
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми животными организмами;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
 различение на таблицах частей и органоидов клеток животных, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
5

 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических

экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик получит возможность научиться:
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных групп царства животных, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах ядовитыми животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе;
6

• создавать собственные письменные и устные сообщения о живых организмах на основе нескольких источников информации;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.

Содержание учебного предмета

1. Общие сведения о животном мире. Простейшие.(12 ч)

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема.
Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных
(раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы, постоянные микропрепараты.
Лабораторные работы:
№1. Изучение многообразия простейших.

7

2. Многоклеточные животные. (24)

Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни
человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи —
переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в
природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы, постоянные микропрепараты.
Лабораторные работы:
8

№2. Изучение многообразия тканей животных.
№3. Изучение пресноводной гидры.
№4. Изучение внешнего строения дождевого червя.
№5. Изучение внешнего строения насекомого.

3. Позвоночные животные.(24ч)

Тип ХордовыеОбщая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.
Подтип Черепные, или Позвоночные.
Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов
жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие, миграция рыб в природе. Основные систематические
группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности
внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение
земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего
строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц.
Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приёмы выращивания
птиц и ухода за ними.
9

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего
строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное
поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей
опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы
млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих.
Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приёмы выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними. Многообразие птиц и
млекопитающих родного края.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы, влажные препараты.
Лабораторные работы:
№6. Изучение внешнего строения рыбы.
№7. Изучение внешнего строения птицы.
Практические работы:
№1. Распознавание домашних животных.
4. Экосистемы.(8ч)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи
энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ в природе.
Среда обитания организмов. Экологические факторы. Абиотические факторы. Приспособленность организмов к абиотическим факторам.
Биотические факторы. Межвидовые отношения организмов. Антропогенные факторы.
Искусственные экосистемы, их особенности.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование темы

1

Общие сведения о животном мире.
Простейшие. Воспитание любви к
природе.

2
3

часов

практич. работ

Количество
лабораторн. работ

контрольн. работ

12

-

1

1

Многоклеточные животные.Воспитание
бережного отношения к природе
родного края.

24

-

4

1

Позвоночные животные. По страницам
красной книги.

24

1

2

1

11

4

Экосистемы. Экологические минутки.
ИТОГО:

8

68

1

12

7

3

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».