Рабочая программа химия 9 класс

1

Рабочая программа по химии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные:
Девятиклассник научится:
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и
составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению
теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции
окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;
уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по
формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных
классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
2

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания,

кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в
таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов,
образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака;
составлять уравнения соответствующих реакций.
Девятиклассник получит возможность научиться:
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
3

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
4

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
использование химических знаний в быту;
объяснение мира с точки зрения химии;
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;
объяснять суть химических процессов; называть признаки и условия протекания химических реакций; прогнозировать продукты химических реакций по
формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Многообразие химических реакций 13часов
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восста- новительных реакций с
помощью метода электронного баланса.
5

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакции.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот,
оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного
обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической
диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.
Контрольная работа по темам «Химические реакции» Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме
«Электролитическая диссоциация»
Лабораторные опыты:
- Реакции обмена между растворами электролитов.
Демонстрации: Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Раздел 2. Многообразие веществ 44
Неметаллы. (31час) Галогены.6ч Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в
природе. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов.
Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и сё
соли. Качественная реакция на хлорид-ионы.
Практическая работа 2. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Лабораторные опыты:
- Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Демонстрации: Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Кислород и сера.7ч Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические
и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция
на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на
сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная
6

реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной
кислоты.
Практическая работа 3. Экспериментальное решение задач по теме «Кислород и сера».
Лабораторные опыты:
- Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
- Качественные реакции на сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионы в растворе.
Демонстрации: Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Расчетные задачи: Вычисление по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе
исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Азот и фосфор. 9ч Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические
свойства, получение и, содержащего определенную долю примесей. применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и
химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной
кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в
промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные
удобрения.
Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств. Практическая работа 5. Определение минеральных удобрений.
Ознакомление с образцами азотных и фосфорных удоборений.
Лабораторные опыты: Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Демонстрации: Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.
Углерод и кремний. 9ч Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода.
Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ.
Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.
Контрольная работа по теме «Неметаллы».
Практическая работа 6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Лабораторные опыты:
- Качественная реакция на углекислый газ.
- Качественная реакция на карбонат-ион.
Демонстрации: Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.
7

Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного
вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Металлы.(13 часов) Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь.
Физические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов.
Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и
химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в
природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и желсза(Ш). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe 3+.
Контрольная работа по теме «Металлы»
Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Общие свойства металлов».
Лабораторные опыты и демонстрации :
- Изучение образцов металлов.
- Взаимодействие металлов с растворами солей.
- Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
- Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.
- Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного
вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ 11часов
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома
углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан, пропан — простейшие представители предельных углеводородов.
Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства
8

предельных углеводородов.
Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый рад непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства
этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты
(этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал,
целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации.
Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Получение
этилена. Качественные реакции на этилен. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Получение и свойства
уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественная реакция на глюкозу и
крахмал. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена.
Тематический план
№

Разделы, темы

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел 1. Многообразие химических реакций. Значение науки для
экономического потенциала страны.
Раздел 2. Многообразие веществ
Неметаллы
1.
Галогены. Беседы о важности выбора профессии.
2.
Кислород и сера. Экологические беседы.
Азот и фосфор. Беседа о значении С/Х в жизни страны и использование
3.
удобрений в С/Х.
4.
Углерод и кремний. Чистая вода – основа здоровья.
Металлы. Беседы о важности выбора профессии.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ. Экологические
9

13

Контр.работы

Практ.работы

1

1

(44)
31
6
7

1
1

9

2

9
13
11

1
1

1
1

беседы.
Итого:

68

10

3

7

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».