Рабочая программа химия 8 класс

1

Рабочая программа по химии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, простые и сложные
вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания, соли,
индикатор, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, изотопы, химическая связь, степень окисления, электролит);
химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, ионные
уравнения); наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции,
протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ
по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение
простейших молекул.
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
-описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать смысл законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
определять состав веществ по их формулам;
2

определять валентность атома элемента в соединениях;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
3

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель»,
«степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
определять окислитель и восстановитель;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
4

использование различных источников для получения химической информации.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
5

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные понятия химии 55 ч
Предмет химии. Первоначальные химические понятия(23 часов)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приёмы
безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические
и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические
решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки.
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык
химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном
веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических
формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Практическая работа 1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Практическая работа 2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Лабораторные опыты:
- Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
- Разделение смеси с помощью магнита.
- Примеры физических и химических явлений.
- Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.
- Разложение основного карбоната меди (II).
- Реакция замещения меди железом.
6

Демонстрации: Ознакомление с лабораторным оборудованием; приемы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ:
кристаллизация, дистилляция. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул
метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV). Модели кристаллических решеток разного типа. Опыты, подтверждающие
закон сохранения массы веществ.
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Кислород.(6ч) Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства
кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав.
Зашита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород.(4ч) Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода.
Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода.
Практическая работа 4. Получение водорода и изучение его свойств.
Лабораторные опыты:
- Ознакомление с образцами оксидов.
- Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Демонстрации: Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воды. Условия
возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка
водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Вода. Растворы (6 ч.) Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вола в природе и способы
её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая
доля растворённого вещества.
Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».
Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации: Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV),
оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором.
7

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Количественные отношения в химии (6 ч.) Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации: Химические соединения количеством вещества 1 моль.
Расчетные задачи: Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений (11 ч.) Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура
оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и
химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей.
Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений».
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Лабораторные опыты:
- Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей.
Демонстрации: Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома 6часов
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных
металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная
форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для
элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число,
относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
8

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов
элементов первого-третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание
существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И.
Менделеева.
Демонстрации: Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование
свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с
хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества 5 часов
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная.
Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
Контрольная работа по темам «Периодический закон Д.И.Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества».
Повторение 1 час
Демонстрации: Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тематический план

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7

Разделы, темы

часы

Раздел 1. Основные понятия химии
Предмет химии
Первоначальные химические понятия. Значение науки для
экономического потенциала страны.
Кислород. Экологические беседы.
Водород. Экологические беседы.
Растворы. Вода. Чистая вода – основа здоровья.
Количественные отношения в химии. Беседы о важности выбора профессии.
Важнейшие классы неорганических соединений. Российские ученые химики.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов

56

9

23
6
4
6
6
11
6

Контр.работы Практ.работы

1

2

1

1
1
1

1

1

8

Д.И.Менделеева. Строение атома Значение науки для экономического потенциала
страны.
Раздел 3. Строение вещества. Беседы о важности выбора профессии.
Повторение
Итого:

10

5
1
68

1
4

6

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».