Рабочая программа Факультатив по географии 10-11 класс

1

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №
1897. (НОО приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; СОО приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года N 413)
- Авторская программа по географии под ред. В.П. Максаковский, 2017.
Рабочая программа по географии составлена с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «Виноградовская средняя школа»
(протокол педагогического совета № 6 от 31.05.2021г.) утверждённой приказом № 107/1 от 02.06.2021г. и Рабочей программы воспитания
МБОУ «Виноградовская средняя школа» с изменениями и дополнениями (протокол педагогического совета № 11 от 10.08.2022г.)
утверждённой приказом № 190 от 15.08.2022г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета 10-11 класс
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностным результатом обучения
географии в старшей школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения. Освоение географии на базовом уровне позволяет сформировать ценностно-смысловую сферу социально ответственного
выпускника, обладающего необходимыми предметными знаниями и опытом их применения для адекватной ориентации в окружающем
мире, понимающего смысл и значение взаимосвязей между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями,
мотивированного на организацию собственной деятельности, сотрудничество и непрерывное образование.
Личностные результаты: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к
своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и
профессиональной деятельности;сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена
российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние
общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
2

гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского
гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным
явлениям в общественной жизни; готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанному на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания,
понимание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и
идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);
сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественнополезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных
ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство,
совесть, честность, долг), компетентность решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта
нравственно ориентированной общественной деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности форме восприятия и
творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений,
отношения к природе; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни (потребность в занятиях физкультурой и
спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению); бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
осуществлять профилактику и оказывать первичную ме-дицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий; осознанный
выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
гражданское отношение к про-фессиональной деятельности как возможности личного участия решении общественных, государственных,
общенациональных проблем; основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социальноэкономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи и будущему родительству на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни —
любви, равноправия, заботы, ответственности — и их реализация в отношении членов своей семьи.
3

Метапредметные результаты освоения программы по географии выпускниками старшей школы должны отражать:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные
задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом
предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных
ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное
целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной
деятельности), эффективно разрешать конфликты;
владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования,
формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и
качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и
формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчёта и презентации с
использованием информационных и коммуникационных технологий);
готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в
соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и
интерпретировать информацию;
умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую
систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования);
умение строить логическое доказательство;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических экономических
событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом
гражданских и нравственных ценностей;
умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных
задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;
умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли и особенностей естественных, формализованных
и формальных языков как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями задачами деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических экологических
процессов и проблем;
4

сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в геогра-фическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Выпускник научится: понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений
и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
5

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях
функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

6

Выпускник получит возможность научится:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и
диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
7

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом
разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной
России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Содержание учебного предмета 10 класс 34 часа
Тема 1 Общая характеристика мира. Введение. Современнаяполитическая карта мира (7 ч). Экономическая и социальная география
как наука, её место в системе географических наук. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы
работы с ними. Методы экономико-географических исследований. Геоинформационные системы.
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и
делимитация. Территориальные воды.

8

Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые
государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Практические работы: 1.Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран
мира”. 2. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).
Тема 2. Взаимодействие общества и природы. География мировых природных ресурсов (5 ч).
Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных
ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале иресурсообеспеченности. Классификация
стран по ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных
ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания
запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.Земельные ресурсы.
Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная
проблема.Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных
государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни
человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение
качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана.
Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы.
Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.Другие виды
ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные
ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного
наследия.
Практические работы: 3.Нанесение на контурную карту мира
ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).
Тема 3. География населения мира (6 ч).
9

основных топливно-рудных бассейнов

Земли.

4.

Оценка

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и
регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в
разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и
последствия. Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. Возрастной и половой состав
населения. Половозрастные пирамиды. Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие
языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.
Этно-религиозные конфликты.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Неравномерность
размещения населения. Плотность населения. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. Урбанизация как
всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и
мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Практические работы: 5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов
мира. 6. Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (7 ч).
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных
хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в
МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и
региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства.
Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы.
Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 ч).
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива.
Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии.
Специфика электроэнергетики разных стран.
10

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня
развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных
отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа.
Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве
сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.
Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского
транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура
и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг. Практическая
работа: 7.Анализ основных факторов размещения производства в мире. 8. Составление экономико-географической характеристики одной из
отраслей промышленности мира.
Повторение – 1 ч.

Содержание учебного предмета 11 класс 34 часа
Региональная характеристика мира
11

Тема 1. Зарубежная Европа (7 ч).
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная, Восточная, Северная, Центральная
и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных
противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские
агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география.
Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и
южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы, экологическая политика.
Страны Европы: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй и форма правления. Природные условия и ресурсы. Особенности населения: численность, движение, расселение,
крупнейшие города. Структура и география: промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Сфера услуг. Объекты Всемирного
наследия.
Практические работы 1 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.
Тема 2. Зарубежная Азия ,Африка и Австралия. (10 ч).
Зарубежная Азия 5ч Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Субрегионы зарубежной
Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Большие различия между странами.
Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и
территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

12

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Причины быстрого
экономического роста отдельных стран. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные
районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи.
Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты
Всемирного наследия.
Страны Азии: Япония, Китай, Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй и
форма правления. Природные условия и ресурсы. Особенности населения: численность, движение, расселение, крупнейшие города.
Структура и география: промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Сфера услуг. Международные экономические связи.
Объекты Всемирного наследия.
Практические работы: 2 Построение картосхемы и диаграммы экономических связей крупных стран Азии (по выбору).
Африка 3ч Африка. Общая характеристика региона. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка.
Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного
строя и формы правления. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки.
Хозяйственная оценка природных ресурсов. Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и
религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации промышленности. Особенности сельского хозяйства.
Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера. Международные
экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного
наследия.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные
черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы:
алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое
меньшинство».
13

Австралия 2ч .
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство
природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и
размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Океания. Краткая характеристика географической
специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития. Практические работы:. 8 Составление картосхемы,
отражающие международные экономические связи австралийского Союза, объяснение полученного результата
Тема 3. Северная Америка (4 ч).
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй и форма
правления.
Характеристика населения. Роль иммиграции в формировании населения. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское
население. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития хозяйства. Основные отрасли промышленности и их география.
Промышленные пояса и главные промышленные районы. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их
специализация. Особенности транспортной системы. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Север, Юг, Запад.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя и формы
правления, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского
хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и
США.
Практические работы: 3 Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США.
14

Тема 4. Латинская Америка (5 ч).
Состав и общая характеристика региона. Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской
низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка, Вест-Индия и Мексика. Географическое положение. Природные условия
и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность
в размещении населения. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей
промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты
развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты
Всемирного наследия.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы,
населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и
отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Объекты Всемирного наследия.
Практические работы: 4 Составление экономико-географической характеристики одной из развивающихся стран мира (по выбору).
5Составление маршрута путешествия по одной из стран мира (в виде презентации)
Тема 4. Россия в современном мире(3).
Значение и место Росии в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации . Место России в мировой политике, в мировом
природно-ресурсном и людском потенциале. Место России по качеству жизни. Перспективы развития. Понятие об индексе человеческого
развития. Международные экономические связи.
Практические работы: 12 Геополитическое положение России (по сравнению с СССР)
Тема 8. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (4 ч).
15

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы войны и мира, международного терроризма, сырьевая,
демографическая, продовольственная, преодоление отсталости развивающихся стран и экологическая – главные из глобальных проблем.
Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические работы: 6. Характеристика основных глобальных проблем мира.
Повторение 1ч
Тематическое планирование 10 класс
№
п/п
1

2

Тема

Кол-вочасов

Введение. Общая характеристика мира. Современная
политическая карта мира. Начало II Мировой войны

7

Практические
работы
2

Взаимодействие общества и природы. География мировых природных
ресурсов. Проблемы использования минерального сырья.

5

2

География населения мира Россия многонациональная страна.

6

2

3

Мировое хозяйство и научно-техническая революция.

7

1

4

География отраслей мирового хозяйства. Экопроблемы.

8

1

Резерв

1

Всего

34

Тематический план 11 класс
16

8

№
п/п
1
2

3

4
5

6

Тема
Региональная характеристика мира. Зарубежная
Европа. О правах человека.
Зарубежная Азия
Африка
Австралия
Проблемы пропорционального развития.

Кол-во часов
7

Контроль
1

5
3
2

Северная
Латинская Америка
Культура и традиции народов Америки.
Россия в современном мире

Практические
работы
1
1

4
5

1

1
2

3

Глобальные проблемы современности и их
взаимосвязь. Экологическое воспитание.

4

1

1

Повторение
1
34

Всего

17

3

6

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».