Программа с немотивированными учащимися

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИНОГРАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
протокол № 11 от «10» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Виноградовская
средняя школа»
________________Т.А.Бирюкова
Приказ № 197 от 22.08.2022г.

ПРОГРАММА
«Работа с учащимися, имеющими низкую
учебную мотивацию»
на 2022/2023 учебный год

с. Виноградово, 2022 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность программы. ....................................................................................................3
2. Основные цели и задачи программы .................................................................................... 3
3. Теоретическое обоснование программы. ............................................................................. 3
4. Механизм реализации программы. ...................................................................................... 9
5. Ожидаемые результаты....................................................................................................... 13

3

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам - это работа со
слабоуспевающими учащимися. Основная проблема – это несоответствие структуры
образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования
особенностями личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с
состоянием здоровья и неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность
исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная
«поддерживающая» среда, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении,
успешно осваивать учебный материал, получая постоянную помощь от учителя.
Необходима целенаправленная работа, которая заключена в продуманной системе
помощи ребенку, заключающаяся в серии дополнительных занятий, индивидуальных
консультаций,
дифференцированных
заданий,
в
основе
которых
лежит
последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, таким
обучающимся необходимо большее количество времени на отработку навыка.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для целостной систематической работы со
слабоуспевающими учащимися, повышение их уровня обученности и обучаемости.
Организация работы педагогического коллектива школы, направленной на
обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими
низкую учебную мотивацию.
Задачи программы:
создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся с
низкими учебными возможностями, освоения базовых программ (управленческая задача);
обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию успеха;
формировать позитивную учебную мотивацию;
реализовать дифференцированный подход в педагогическом общении и
работе на уроке и во внеурочной деятельности;
сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с
низкими
возможностями,
развивать
навыки
самообучения,
самовоспитания,
самореализации;
составить индивидуальную программу для слабоуспевающих учащихся с
учетом пробелов знаний и личностных особенностей;
отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Причинами неуспеваемости могут быть низкое качество мыслительной
деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство
организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость,
педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Проблема неуспеваемости является актуальной проблемой в каждой школе. При
столкновении с неудачами в учении у ребенка пропадает желание учиться, появляются
пропуски учебных занятий или он становится «трудным» учеником, что чаще всего
приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся
начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя неуспевающими.
Так они оказываются в неблагоприятных компаниях.
Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время
учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными

4

учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у
ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин
неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение
ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной
системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может
дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин).
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного
процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода,
перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в
знаниях и пр.).
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день
становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня
материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый
четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это
необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий
теми или иными недугами, не в состоянии вынести учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что
должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых
учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у
ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его
общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Об этом писал
еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности
окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой
воли».
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик,
позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и
интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться).
Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими
взрослыми.
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его
общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности
(отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают
удовлетворительные).
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.
Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для
умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них
отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог
строит обучение.
При выполнении учебного задания, требующего активной
мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления - использование различных обходных путей:
зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов
ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении
учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких
учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

5

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного
контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не
умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами
учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда:
заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические
задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются;
не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном
темпе.
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в
воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их
аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные,
неорганизованные учащиеся);
Неправильная организация учебной деятельности в УО. Нежелание выполнять не
очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание
Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение
с учебными пособиями.
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. Знания
усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности
в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на
представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к
дальнейшей деятельности
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на
группы:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие
познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность
познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к
учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным
отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным
отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой
группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной
деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия
по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных
мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по
формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием,
развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться.
Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами
болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой,
пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека - его потребности. Мотив - побуждение к
активности в определенном направлении. Мотивация - это процессы, определяющие
движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на
активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все
возможности учебного материала:
-создавать проблемные ситуации;

6

-активизировать самостоятельное мышление;
-организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
-выстраивать позитивные отношения с группой;
-проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку
деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен
результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»).
Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно
интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или
выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание
неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от
публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на
развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им
предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним
словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он
был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и
«секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени
школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание
и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда
может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по
памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно
воспроизведет больше текста.
Упражнение «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный
вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как
можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники
решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым
активным.
Упражнение «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр
круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого
начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит
по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и
участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная
позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами
образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках
избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся
отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет
продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации
деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;

7

поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая
позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития
внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать
все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы
повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
-решение проблемных ситуаций;
-использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
-связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
-организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов
деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
-позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа
над проектами.
Помеха развитию мотивации - тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая,
унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной
деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу,
сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить
учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное
ниже упражнение.
«Пиктограмма, или Пляшущие человечки»
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После
показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое
поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается
номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание
отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с.
Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
Веселый праздник
Тяжелая работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль.
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30-40
мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие
слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных
слов.

Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у
неуспевающих школьников можно распределить на этапы

8

Этапы формирования положительного отношения к учению
Формируемые
отношения

1-й этап

К содержанию учебного
материала

Наиболее легкий
занимательный
материал, независимо от
его важности,
значимости

К процессу учения
(усвоения знаний)

Действует учитель ученик только
воспринимает

К себе, своим силам

Поощрение успехов в
учебе, не требующей
усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая
объективность,
нейтралитет

2-й этап

3-й этап

Занимательный
материал, касающийся
сущности изучаемого

Существенный, важный,
но не привлекательный
материал

Ведущим остается
учитель, ученик
участвует в отдельных
звеньях процесса
Поощрение успехов в
работе, требующей
некоторых усилий
Доброжелательность,
внимание, личное
расположение, помощь,
сочувствие

Ведущим становится
ученик, учитель участвует
в отдельных звеньях
процесса
Поощрение успехов в
работе, требующий
значительных усилий
Использование суждения
наряду с
доброжелательностью,
помощью и др.

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему
ученику на определенном этапе урока
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Контроль
подготовленности
учащихся

Изложение нового
материала

Самостоятельная работа
учащихся на уроке

Организация
самостоятельной работы
вне класса

Виды помощи в учении
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать
суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов,
выявляющих степень понимания ими учебного материала
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и
т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к
выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной
сильным учеником
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,
упражнений
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к
их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка,
исправления
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций, карточек с направляющим планом действий

Важный этап при работе с такими детьми - профилактика неуспеваемости

9

Профилактика неуспеваемости
Акценты в обучении

Этапы урока

Контроль
подготовленности
учащихся

Изложение нового
материала

Самостоятельная
работа учащихся на
уроке

Организация
самостоятельной
работы вне класса

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся
наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,
допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные
для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать
усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы
или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений
и навыков, выявить причины отставания
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных
элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся
при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства
поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов
обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным,
сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом
упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению
ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о
порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при
затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в
работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать
работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя
внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно
наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над
типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения
домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая
перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1. Информационно-аналитическая деятельность:
Задачи:
- выявить учащихся, составляющих «группу риска» на 2022/2023 учебный год;
- организовать в классах группы для дифференцированного подхода в процессе
обучения;
- создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую
мотивацию.

№
1

2

3

4

Мероприятия
Формирование банка данных учащихся
школы, имеющих низкую мотивацию,
банка данных о семьях данных учащихся
Проведение МС, МО по вопросу
создания условий обучения учащихся
данной категории
Организация совместной деятельности
школы и комиссии по делам
несовершеннолетних
Организации системы дополнительных
занятий, ведение документации по
работе со слабоуспевающими

Сроки
Сентябрь

Ответственные
Заместитель директора Руденко
Л.Н., классные руководители

Сентябрь

Заместитель директора Руденко
Л.Н., руководители МО

Октябрь

Администрация , инспектор
РКДН

Сентябрьмай

Администрация, учителяпредметники

Отметка о
выполнении

10

5

учащимися
Организация досуга учащихся в
каникулы в рамках системы
дополнительного образования

В течение
года

Классные руководители,
заместитель директора по УВР
Руденко Л.Н.

2.Организационно-исполнительская деятельность (работа с педагогическими
кадрами):
Задачи:
- организация помощи, обеспечивающей успешность учащимся в учебной деятельности;
- контроль за организацией рабочего места учащихся в учебное время;
- создание ситуации успеха в учебной деятельности.
№
1
2

3

4

5

6

7
8

Содержание деятельности
Контроль администрации за посещаемостью
учащимися уроков, дополнительных занятий
Индивидуальные беседы с учащимися, классными
руководителями и учителями по выявлению
затруднений, препятствующих усвоению учебного
материала
Обеспечение дифференцированного подхода при
организации контроля усвоения знаний учащимися
по отдельным темам
Контроль за системой работы учителя по ведению
рабочих и контрольных тетрадей, их проверкой и
работой над ошибками
Контроль за работой классных руководителей и
учителей с дневниками учащихся по вопросу
своевременного доведения до сведения родителей
результатов обучения учащихся
Организация малых педсоветов с целью выявления
проблем неуспеваемости учащихся и определение
перспектив работы с ними
Посещение уроков учителей для изучения работы
учителя на уроке со слабоуспевающими учащимися
Контроль за объемом домашних заданий по всем
предметам с целью предупреждения утомляемости
учащихся

Сроки
В течение года

Ответственные
Администрация,
классные руководители

По мере
необходимости

Заместитель директора

Персональный
контроль

Учителя-предметники

В течение года

Руководители МО,
заместитель директора

В течение года

Заместитель директора
по УВР

По плану
По плану
В течение года

Администрация,
классные руководители,
учителя-предметники
Администрация,
руководители МО
Администрация,
руководители МО

3. Мотивационно-целевая деятельность (работа с учащимися):
Задачи:
-создание комфортных условий на уроке и в системе дополнительного
образования;
- обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов
письменных
заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
- контроль за организацией рабочего места в учебное время;
№
1

2
3

4

5

Содержание деятельности
Обеспечение учащихся алгоритмом выполнения
всех видов письменных заданий, работы с книгой по
заданию учителя, устного ответа
Обеспечение возможности выполнения домашних
заданий в рамках индивидуальных занятий
Обеспечение учащихся учебными
принадлежностями, необходимыми для работы на
уроке

Сроки

Ответственные

В течение года

Учителя

В течение года

Учителя

По мере
необходимости

Учителя, классные
руководители

Организация досуга учащихся в рамках работы
школы

В течение года

Организация отдыха учащихся в каникулярное

каникулы

Заместитель директора
по УВР, классные
руководители
Классные

11
время
Привлечение учащихся к участию в общешкольных
и общеклассных мероприятиях

6

руководители,
В течение года

Классные руководители

4. Контрольно-диагностическая деятельность (психолого-педагогическое
сопровождение учащихся):
Задачи:
- формирование развивающего образа жизни личности в школе;
-обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального
развития учащихся на каждом возрастном этапе;
- обеспечение индивидуального подхода каждому ученику;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- консультирование родителей по вопросам воспитания детей, создание
благоприятного микроклимата;
№
1

Содержание деятельности
Консультирование родителей по вопросам
воспитания детей, создания благоприятного
микроклимата

Сроки
В течение года

Ответственные
классные руководители,
педагог-психолог

2
3

Проведение тематических классных часов
Тренинг «Снижение уровня тревожности у
подростков»

По плану
По плану

Классные руководители
педагог-психолог

5. Регулирующая деятельность (работа с родителями):
Задачи: осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации совместных действий
для решения проблемы успешности обучения учащихся;
№
1
2

3

Содержание деятельности
Организация встречи родителей с учителями в
рамках проведения малых педсоветов
Отработка тематики бесед с родителями учащихся
по воспитанию детей
Привлечение родительских комитетов школы и
класса к сотрудничеству с педагогическим
коллективом школы по разрешению проблем
воспитания детей

Сроки
По плану
По плану

В течение года

Ответственные
Администрация, классные
руководители
Заместитель директора по
УВР, классные
руководители
Администрация, классные
руководители, председатели
родительских комитетов

12

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 2022/2023 учебный год
Цель: систематизировать работу школы с учащимися, имеющими низкую учебную
мотивацию
№
1.

Мероприятия
Формирование банка данных учащихся школы,
составляющих группу риска.

2.

3.
4.

5.

6.

7.
8.
9.
10.

11.

12.

13.
14.

15.

16.

Организация работы классных руководителей со
слабоуспевающими учащимися. Составление
индивидуального плана работы по ликвидации
пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую
четверть.
Организация совместной деятельности учителей –
предметников с советом по профилактике.
Проведение контрольного среза знаний учащихся
класса по основным разделам учебного материала.
Цель: определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации
Установление причин неуспеваемости учащихся через
встречи с родителями, беседы со школьными
специалистами: классным руководителем, обязательно
с самим ребенком
Использование дифференцированного подхода при
организации самостоятельной работы на уроке.
Включение посильных индивидуальных заданий
Ведение тематического учета знаний
слабоуспевающих учащихся класса
Организация индивидуальной работы со слабым
учеником учителями-предметниками
Привлечение учащихся к участию в классных и
общешкольных мероприятиях.
Осуществление контроля за посещаемостью
слабоуспевающих учащихся учебных и
дополнительных занятий.
Оказание методической квалификационной помощи
молодым учителям, работающим с учащимися
«группы риска»
Организация дополнительных занятий,
индивидуальных консультаций учителямипредметниками
Проверка ведения тетрадей
Посещение уроков:
- организация повторения в ходе урока;
- осуществление дифференцированного и
индивидуального подходов в обучении
Проведение консультаций со слабоуспевающими
учащимися в предэкзаменационный период в 9-х и 11
классах.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный
процесс:
- информирование родителей выпускников о
результатах успеваемости учащихся;
-проведение родительских собраний, дней открытых
дверей;
- проведение индивидуальных бесед с родителями с
целью усиления контроля за подготовкой
слабоуспевающих детей к ОГЭ и ЕГЭ

Срок
Сентябрь

Ответственный
Учителяпредметники,
классные
руководители

октябрь, далее
корректировать по
мере необходимости

Классные
руководители

В течение учебного
года

Заместитель
директора по УВР

По итогам четверти

Заместитель
директора по УВР

Октябрь, январь, март

Заместитель
директора по УВР

В течение учебного
года
В течение учебного
года
В течение учебного
года
В течение учебного
года

Учителяпредметники
Учителяпредметники
Учителяпредметники
Заместитель
директора по УВР

Ежедневно

Классные
руководители

В течение учебного
года

Методический
совет, учителянаставники

В течение года

Учителя –
предметники

В течение года

Руководители МО

сентябрь-май

Администрация

Сентябрь-май

Учителяпредметники

В течение года

Заместитель
директора по УВР,
классные
руководители

13
17.

18.

19.

20.

21.

Контроль и анализ ведения учителями-предметниками
диагностических карт учащихся (индивидуальных
маршрутных листов).
Отчет педагогов школы по итогам работы с
учащимися, имеющими низкие показатели
успеваемости по предмету на заседании МО, на
педагогическом совете
Заседание педагогического совета по вопросам
принятия решений о переводе учащихся в следующий
класс, о допуске учащихся выпускных классов к ГИА
Издание приказов, справок, принятие управленческих
решений по успеваемости учащихся школы по итогам
года
Планирование работы с учащимися, переведенными в
следующий класс условно (по необходимости)

1 раз в четверть
По итогам
четверти/полугодия

Заместитель
директора по УВР
Учителяпредметники

Май, 2023

Администрация,
педагогический
коллектив

Май, 2023

Администрация
школы

Май-июнь, 2023

Администрация,
учителяпредметники

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование системы работы со слабоуспевающими учащимися;
- Расширение образовательных возможностей учащихся;
- Обеспечение результативности работы учителей со слабоуспевающими учащимися;
- Разработка учебно-методического обеспечения реализации программы,
планов,
рекомендаций, дидактического материала.

14

Приложение 1
Анкета «Работа с неуспевающими учащимися»
1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные,
дополнительные занятия) используются в работе с учеником
____________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

15

Приложение 2
Содержание папки учителя по работе со слабоуспевающими/неуспевающими
учащимися
Карточка учащегося.
Фамилия, имя учащегося _____________________________________________
Класс ________ Классный руководитель ________________________________
1. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ.
1.Ф.И.О. матери ______________________________________________________
2.Ф.И.О. отца ______________________________________________________
3.Домашний адрес ____________________________________________________
4.Домашний телефон ________________
2. ХАРАКТЕРИСТИКА
на ученика ________________________________________________________
МБОУ _____________________________________________________ класса
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося
1.1. Мотивация к учебной деятельности:
 сформирована;
 сформирована недостаточно;
 не сформирована.
1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая.
1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала:
быстро запоминает
медленно запоминает
быстро забывает
медленно забывает
1.4. Трудности в усвоении учебного материала нет / есть.
1.4.1. Если есть, то какие ____________________________________________
Успешность в усвоении различных форм обучения:
 более успешен в письменных работах;
 более успешен в устных ответах;
успешен в обеих формах;
 не успешен в обеих формах.
2. Характеристика успеваемости:
2.1. Точные дисциплины:
 алгебра;
 геометрия.
2.2. Естественно-научные дисциплины:
 физика;
 химия;
 биология;
 география.
2.3. Гуманитарные дисциплины:
 русский язык;
 литература;
 история;
 иностранный язык.
2.4. Специальные дисциплины:
 ИЗО;
 музыка.
3. Характеристика личности учащегося
взаимоотношения
доброжелательные
со сверстниками с
с учителями
с родственниками
с матерью
с отцом

напряжённые

враждебные

16

3.1. Какие черты характера ученика нравятся учителю:
_____________________________________________________________________________
3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:
_____________________________________________________________________________
3.3. Наличие отклонений в поведении: ___________________ (есть / нет)
3.3.1. Если есть, то какие ____________________________________________
4 Сведения о семье учащегося
4.1. Семья полная / неполная. Кто из родителей отсутствует_______________
4.2. Количество детей в семье ________________________________________
4.3. Национальность ________________________________________________
3. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИТЕЛЯ НА УЧАЩЕГОСЯ.
Ф.И. учащегося _____________________________ класс ________________
Ф.И. преподавателя _________________________предмет _______________
Дата _______________________________________
Просим отметить замеченные Вами у ребёнка качества из предложенного набора и подчеркнуть нужное или
отдельно указать замеченное Вами. При отсутствии наблюдений в отдельных сферах, информацию можно
не представлять.
Сложности в общении
Особенности внимания:
 часто «отсутствует на уроке, не слышит вопроса
 кратковременный характер
 периодически включается
 стабильно удерживает внимание
 другое ________________________________________________
Учебная активность:
 пассивен;
 отвечает, если спрашивают,
 активно участвует в работе,
 чрезмерная активность, переключает внимание на себя,
 часто неправильные ответы,
 другое _________________________________________________
Заинтересованность в учебной деятельности:
 большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и т. д.,
 общается с другими, отвлекает их;
 переключает на себя внимание;
 включается в обучение на отдельных темах;
 постоянно активно и творчески работает с материалом урока;
 другое __________________________________________________
Темп деятельности:
 медленный;
 средний;
 быстрый;
 неравномерный;
 другое ___________________________________________________
Степень усвоения материала:
 усваивает не с первого раза и с трудом;
 сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия;
 быстро входит в материал и легко формирует навык;
 другое _____________________________________________________
Для учителя русского языка
 типичные ошибки на письме
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

17
Оценка уровня подготовки
Навыки письма:
 пишет медленно, с трудом;
 средний темп;
 пишет быстро и легко;
 почерк корявый и неровный;
 почерк разборчивый;
 почерк каллиграфический;
 пишет буквы слитно, не отрывая руки;
 пишет буквы отдельно (может быть «печатает» некоторые буквы);
 наличие своеобразного написания некоторых букв;
 другое ___________________________________
4. РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ.
Ф.И. учащегося __________________________________________________
Ф.И. учителя (предметника) _______________________________________
Дата ______________________________класс ________________________
Тип урока:
 лекция
 семинар
 практическая работа
 контрольная работа
 другой тип урока
1. Проверка домашнего задания:
1.1. Письменное домашнее задание учащийся выполнил (да/нет)
1.2. Оценка за ответ с места
1.3. Оценка за устный ответ у доски
1.4. Оценка за письменный ответ с места
1.5. Оценка за письменный ответ у доски
1.6. Учащийся просил спросить его по материалу домашнего задания
(да/нет)
2. Проведение лекции:
2.1. Объяснение нового материала (проводилось / не проводилось)
2.1.1. Учащийся слушал объяснения нового материала (внимательно /
отвлекался)
2.1.2. Учащийся записывает конспект лекции (да / нет)
2.1.3. Учащийся записывает конспект лекции (аккуратно/неаккуратно)
2.1.4. В каком темпе работал учащийся (высокий / средний / низкий)
2.1.5. Каким образом учащийся отвлекался во время лекции:
 играл
 выполнял задания по другим предметам
 читал
 смотрел в окно
 не отвлекался
2.1.6. Как учащийся отвечал на вопросы учителя по ходу урока (сам просил
спросить его / отвечал только по вызову учителя)
2.2. Закрепление нового материала (проводилось / не проводилось)
2.2.1. При закреплении нового материала (работал на своём рабочем месте /
просил вызвать его к доске / отвлекался)
2.2.2. На каком уровне учащийся усваивает новый материал:
 может воспроизвести материал урока
 может выполнить аналогичное задание
 может обобщить материал и сделать вывод
 не может ответить на вопрос учителя

18
2.2.3. Какие оценки получает при закреплении нового материала
2.2.4. Допускает нарушения техники безопасности (однократно /повторно)
2.3. Домашнее задание (есть / нет)
2.3.1. Учащийся записывал домашнее задание (да / нет)
2.3.2. Куда записывает домашнее задание учащийся (в тетрадь / в дневник / куданибудь) 2.3.3. Во время прощания с учителем учащийся (спокоен / возбужден)
2.3.3. Во время прощания с учителем учащийся (спокоен / возбужден)
Выполнение учащимся домашних заданий.
Ф.И. учащегося____________________________________________ Класс __________
Предмет _________________________Учитель _________________________________
Сроки контроля: с «____»______________ 20___ г. по «____»_____________ 20__ г.
Цель контроля: отслеживание систематичности выполнения домашних заданий «трудными» учащимися.
Дата урока
Выполнение домашнего задания
Примечание
Выполнено
полностью

выполнено
частично

не выполнено

Работа учителя за период контроля:
с учащимся___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
с классным руководителем_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________ с
родителями_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подпись учителя_______________________

ПЛАН РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
учителя ______________________________________
№
п/п
1
2

Содержание работы

Сроки исполнения,
ответственный

Отметка о
выполнении

ГРАФИК РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
№
п/п
1
2

Дни проведения занятий

Время
проведения
занятий

Класс

Учитель

19

СПИСОК СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ И НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
№п/п

ФИО учащегося

Класс

Вид
неуспеваемости

Причины слабой
успеваемости/неуспеваемости

Индивидуальная карта ученика
Ф.И.О. учителя _________________
Фамилия ученика _____________________
Класс _________________
Предмет ____________________
Пробелы в знаниях учащегося за ___ четверть:
Период планирования: _________________________

1.

Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
Дата
Индивидуальные дополнительные занятия.
Сроки
Тематика занятий.

2.

Дифференцированные задания на уроке.

20

Приложение 3
Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего»
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не
новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет
нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества
недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в
первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. «За двумя зайцами погонишься:»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь
значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более
безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними
неудачами
Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и
оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет
плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая
мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя
самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к
самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота,
скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила»,
своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах,
которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».