Положение о библиотеке образовательного учреждения №7 от 30.07.2021

1

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
1. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
2. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
1. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра
и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами,
обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
б) обеспечивать защиту детей от информации побуждающей детей к совершению действий,
представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему
здоровью, самоубийству, способность вызвать у детей желание употребить наркотические
средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и
спирто- содержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять
участие в азартных играх и др.
в) принимать профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской
деятельности, в том числе, на выявление и последующее устранение причин и условий,
способствующих осуществлению экстремистской деятельности .
г)
противодействовать распространению экстремистских материалов, а также их
производству и хранению в целях распространения.
д) не хранить в библиотеке документы, признанные экстремистскими (в соответствии с п.3
Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» а именно,
документы, предназначенные для обнародования, либо информация на иных носителях,
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления экстремистской
деятельности, в том числе, труды руководителей национал-социалистической рабочей
партии Германии,
фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой -либо этнической, социальной,
расовой,
национальной или
религиозной группы.
Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от
25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона,
г) Четыре раза в год комиссия обязана проводить сверку фонда школьной библиотеки со
списком «Федерального перечня экстремисткой литературы. Результат проверки оформляется
актом, подписанным комиссией, состав которой утверждается приказом директора школы.
2

2.Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее —
пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям,
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
2.воспитание культурного и гражданского самосознания,
обучающегося, развитии его творческого потенциала;

помощь

в

социализации

3.формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору
и критической оценке информации;
4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
10. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в)
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г)
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
3

• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным
процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
(иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
11. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел
учебников и отдел методической литературы по предметам.
12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и
в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов
(в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей
или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
15. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
17. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
V. Управление. Штаты
18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом школы.
19. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
20. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом школы.
4

21. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться
членом педагогического коллектива и
входить в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
22. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы
на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов
работ, определенных положением о школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых
норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда
и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
23. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы.
24. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности педагога-библиотекаря
26. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом
виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
27. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех
перечисленных выше категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
28. Пользователи библиотеки имеют право:
5

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и
другие источники информации;
д ) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
29. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты
в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной
библиотекой;
и) полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы
в школе.
30. Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса,
педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных
законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
31. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос
со стороны других пользователей.
32. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
6

33. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику,
утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».